Достижение поставленных в Программе целей обеспечивается поэтапными действиями органов власти Мурманской области по определенным настоящей Программой направлениям реформирования.
Основными направлениями реформирования системы управления общественными финансами в Мурманской области являются:
- реформа бюджетного процесса и управления расходами;
- внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;
- административная реформа;
- реформирование государственного сектора экономики;
- совершенствование системы государственных инвестиций;
- создание условий для развития доходной базы;
- совершенствование долговой политики;
- совершенствование межбюджетных отношений.
В рамках реформы бюджетного процесса и управления расходами предполагается усилить работу по оптимизации сети учреждений, предоставляющих бюджетные услуги, в том числе с рассмотрением вопроса об их частичном переводе в форму негосударственных организаций. Эта работа должна быть проведена в отношении отдельных учреждений областной подчиненности.
В Мурманской области разработана Концепция оптимизации расходов консолидированного бюджета области на 2006-2008 годы, направленная на совершенствование бюджетного процесса, реструктуризацию бюджетного сектора, повышение результативности расходов.
Предотвращению сбоев в финансировании должно способствовать обязательное проведение экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики.
Утверждение процедуры мониторинга кредиторской задолженности бюджетных и унитарных предприятий, а также оперативной информации о состоянии кредиторской задолженности позволит добиться ликвидации кредиторской задолженности областных бюджетных учреждений и снижения задолженности унитарных предприятий.
В ходе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат, планируется провести подготовительную работу по созданию перечня бюджетных услуг всех бюджетных учреждений, поэтапно перейти к формированию бюджета на основе запланированных к достижению результатов. Внедрение новой системы подразумевает обязательность оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов, под достижение которых были выделены ассигнования из бюджета.
В этой связи крайне важно определить, в каких услугах действительно нуждаются жители области, какого качества и в каком объеме эти услуги должны быть предоставлены. Четкое определение стандартов качества и количественных объемов бюджетных услуг позволит размещать заказы на них на наиболее выгодных для общества условиях.
Перспективы социально-экономического развития должны иметь твердую финансовую основу. Впервые в увязке со среднесрочным социально-экономическим планированием в рамках Программы реформирования намечается разработка среднесрочного финансового плана, с учетом показателей которого будет осуществляться подготовка годичных бюджетов.
Результатом использования среднесрочного финансового планирования станет снижение отклонений параметров бюджета от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу.
Проведение оценки функциональных задач, стоящих перед исполнительными органами государственной власти Мурманской области, ответственными за вопросы оказания бюджетных услуг, позволит ввести обязательность установления заданий в соответствии с функциональными задачами ведомств, а также систему отчетов по их выполнению. В результате реализации ведомственных программ станет возможным корректировка предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.
Утверждение требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям региональных целевых программ позволит обеспечить соответствие фактических результатов достигнутых в рамках региональных целевых программ не менее 70% от запланированных.
Формирование проекта областного бюджета на 2007 год осуществлялось на основе планового реестра расходных обязательств. В результате проведения реформы все расходы бюджета Мурманской области будут регулироваться нормативными правовыми актами Мурманской области.
Административная реформа
Стабилизация бюджетной системы Мурманской области напрямую связана с совершенствованием системы административного управления и кадровой политики.
Оптимизация действующих и внедрение новых подходов к управлению финансами должны обеспечиваться повышением уровня профессионального мастерства региональных чиновников. В этом направлении планируется усилить требования к претендентам на замещение вакансий на должности государственной службы, производить их отбор на основе процедур открытого конкурса. Также необходимо совершенствовать и систему повышения профессиональной квалификации, реализация которой возможна лишь при достаточном финансировании. Здесь каждый сотрудник должен участвовать в мероприятиях по повышению квалификации не реже чем один раз в три года.
Реализация намеченных настоящей Программой планов реформирования потребует создания в сфере общественных финансов современной информационно-технической базы обеспечения управленческих процессов. В течение двух лет планируется провести техническую модернизацию финансово-экономических служб областных отраслевых департаментов, комитетов и управлений. Необходимо приобрести и внедрить современные средства программного обеспечения. Это позволит поднять на новый качественный уровень мониторинговые и аналитические процедуры, снизить трудоемкость по ряду других процессов и перераспределить высвободившийся трудовой ресурс на обеспечение решения новых управленческих задач.
Реформирование государственного сектора экономики