Основные мероприятия по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат:
- создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах;
- установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
- формирование среднесрочных ведомственных программ расходов;
- формирование среднесрочных региональных целевых программ развития;
- использование среднесрочного финансового планирования;
- формирование реестров расходных обязательств.
3.2.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах (В1)
Анализ исходного состояния
Проводимая до настоящего времени комитетами и управлениями Мурманской области оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах основывалась на фактических количественных показателях контингента получателей и нормах предоставления бюджетных услуг.
Источником данной информации служат ежегодно заполняемые в составе годовой отчетности, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации, отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях. Они же являются и источником данных для планирования бюджетных расходов в составе областного бюджета Мурманской области на очередной финансовый год.
На момент принятия Программы проведена оценка потребности по отдельным видам бюджетных услуг, а также объемов их фактического предоставления.
Из материалов оценки следует предположение о завышении потребностей на оказание отдельных видов социальных услуг в целях получения повышенных объемов финансирования. Однако недостаточность финансовых средств для полного финансирования заявленных потребностей приводит к более-менее приемлемому уровню финансового обеспечения социальных услуг. Такое положение свидетельствует об отсутствии формализованной оценки определения потребности в финансовом обеспечении оказания бюджетных услуг.
Переход к формированию расходов областного бюджета с учетом результатов оценки потребности в предоставлении той или иной услуги является для Мурманской области новым направлением в бюджетном планировании.
В 2006 году "пилотными" комитетами по проведению реформы определены комитет по образованию Мурманской области и комитет по культуре и искусству Мурманской области. На момент принятия программы "пилотными" комитетами проведена инвентаризация действующего законодательства с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг, перечня объемов и стоимостных характеристик услуг. Подготовлен проект постановления Мурманской области "Об утверждении перечня бюджетных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Мурманской области". После этого будет разработан и утвержден порядок ежегодной оценки и учета результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг. К реализации мероприятий будут привлечены комитет по здравоохранению Мурманской области и комитет по труду и социальному развитию Мурманской области.
План реформирования
Сложившаяся практика предоставления бюджетных услуг требует коренного изменения, ориентированного на адресность в предоставлении бюджетных услуг, повышение их качества, снижение издержек, обеспечение мониторинга и контроля.
Создание системы, при которой формирование расходов бюджета на очередной финансовый год опиралось бы на оценку потребности в предоставлении той или иной бюджетной услуги, предполагает однозначное описание перечня услуг, предоставляемых за счет средств бюджета Мурманской области. При наличии подобного списка жители области смогут ясно осознавать, на приобретение каких услуг они направляют свои средства.
Невозможность проведения качественных реформ одновременно во многих направлениях обуславливает то, что внедрение системы паспортизации бюджетных услуг, предоставляемых населению, будет осуществлено сначала в "пилотных" отраслях "Образование", "Культура", "Здравоохранение и спорт", "Социальное обслуживание населения".
Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах планируется провести в Мурманской области в несколько этапов, что потребует принятия целого ряда нормативных правовых актов.
На первом этапе (до 1 июля 2007 года) необходимо составить перечень предоставляемых бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении и утвердить порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год.
"Пилотными" комитетами, реализующими данное направление реформирования региональных финансов Мурманской области, будут являться комитет по образованию Мурманской области, комитет по культуре и искусству Мурманской области, комитет по здравоохранению Мурманской области и комитет по труду и социальному развитию Мурманской области.
После проведения работ, связанных с анализом предоставляемых бюджетных услуг, предполагается нормативным правовым актом утвердить полный перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении по отраслям "Образование", "Культура", "Здравоохранение" и "Социальное обслуживание населения".
Создание системы мониторинга предоставляемых бюджетных услуг создаст предпосылки формирования расходов областного бюджета на образование, культуру, здравоохранение, социальное обслуживание населения с учетом результатов оценки на втором этапе реализации Программы (до 1 июля 2008 года).
Результаты оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и фактически произведенных услуг будут публиковаться в СМИ и сети Интернет.
Альтернативы