Основные мероприятия по совершенствованию долговой политики:
- внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования;
- формализация процедур предоставления гарантий.
3.7.1. Внедрение формализованных процедур управления долгом,
принятия долговых обязательств, их рефинансирования (G1)
В целях выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по единой системе учета и регистрации государственных заимствований Мурманской области утвержден Временный порядок по ведению долговой книги Мурманской области.
Ежегодно в законе Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год утверждаются следующие показатели:
- верхний предел государственного внутреннего долга;
- предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
Областной бюджет Мурманской области был и по-прежнему остается дефицитным, что выводит на первый план проблему привлечения средств для его покрытия.
С целью сохранения стабильности в регионе Правительство Мурманской области в течение последних лет, начиная с 2001 года, было вынуждено обращаться в Министерство финансов Российской Федерации за предоставлением бюджетных ссуд, в кредитные организации - за привлечением кредитов. Для покрытия дефицита бюджета область произвела выпуск двух облигационных займов.
В результате государственный внутренний долг Мурманской области постоянно увеличивался и достиг по состоянию на 1 января 2004 года 1 826 млн. рублей, из которых задолженность федеральному бюджету по бюджетным ссудам (кредитам) составляла 1 372 млн. рублей.
В целях сокращения внутреннего долга в 2004-2005 годах производились досрочные выкупы размещенных облигационных займов, проведена в соответствии с федеральным законодательством консолидация и реструктуризация задолженности по бюджетным ссудам, полученным областью на покрытие временных кассовых разрывов. Все это позволило несколько стабилизировать финансовую обстановку в области.
Объем государственного внутреннего долга в 2005 году снизился по сравнению с объемом долга 2004 года и составил:
на начало 2005 года - 1 586 млн. рублей;
на конец 2005 года - 1 187 млн. рублей.
Для финансирования государственного контракта на генеральный подряд по реконструкции операционных блоков с выполнением поставки медицинского и инженерного оборудования для нужд ГУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" Правительством Мурманской области в 2006 году привлечены кредитные средства в кредитной организации в сумме 804 млн. рублей, что существенно повлияло на увеличение объема госдолга по состоянию на 1 октября 2006 года.
Для покрытия ожидаемого дефицита областного бюджета потребуется привлечение дополнительных кредитных ресурсов, что приведет к дальнейшему росту внутреннего долга. По предварительной оценке величина государственного долга по состоянию на 1 января 2007 года составит около 2000 млн. рублей.
План реформирования
Реформирование системы управления долгом Мурманской области базируется на полном переходе областного бюджета на казначейское исполнение и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом.
Формализованные процедуры управления долгом будут распространяться на все виды долговых обязательств, обозначенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2007 году планируется публиковать в сети Интернет сведения о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения.
До 1 июля 2008 года планируется разработать и утвердить:
- методологию расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;
- методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета.
Планируется, что в 2008 году все операции по привлечению долговых обязательств будут полностью соответствовать утвержденным методикам.
Альтернативы