Основные мероприятия для развития доходной базы бюджета Мурманской области:
- организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;
- создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов;
- повышение деловой активности;
- организация учета объектов, находящихся в собственности Мурманской области, и предоставление информации заинтересованным лицам;
- мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Мурманской области.
3.6.1. Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет (F1)
Анализ исходного состояния
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" приказом Минфина РФ от 25 апреля 2005 года N 60н признан утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 1999 года № 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита……", которым право предоставления отсрочек (рассрочек) по налоговым платежам было предоставлено финансовым органам.
С учетом изменений, внесенных вышеназванным законом, со 2 августа 2004 года органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, стал являться налоговый орган по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Данные решения согласовываются с Департаментом финансов Мурманской области и финансовыми органами муниципальных образований.
Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени утвержден приказом ФНС России от 15.07.2005 №САЭ-3-19/329.
Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени утвержден приказом ФНС России от 30.03.2005 №САЭ-3-19/127.
Оценка потерь от недополученных Мурманской областью доходов в связи с предоставлением рассрочек и отсрочек доходов производится на основании ежемесячно предоставляемой налоговым органом соответствующей информации (форма 4-н) по следующим показателям:
- всего задолженность по налоговым платежам;
- недоимка;
- отсроченные и рассроченные платежи;
- приостановленные к взысканию платежи.
Анализ данных за последние три года (2002-2004) свидетельствует о снижении общей суммы задолженности по налогам и сборам, поступающим в региональный бюджет, с 625 млн. рублей (2002 год) до 545 млн. рублей (2004 год).
Со 2 августа 2004 года отсрочки (рассрочки) по региональным налогам и сборам, а также пени не предоставлялись.
По состоянию на 1 января 2006 года объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в консолидированный бюджет Мурманской области составлял 340,1 млн. рублей, или 1,98 процентов от суммы поступивших в 2005 году доходов консолидированного бюджета Мурманской области.
План реформирования
Учитывая, что в Мурманской области в настоящее время объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не превышает 3 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Мурманской области, предстоящая реформа по данному направлению будет, в первую очередь, связана с совершенствованием учета задолженности, доработкой и принятием нормативных актов, регламентирующих процедуру учета.
Результатом реформирования региональных финансов Мурманской области по данному направлению является утверждение на первом этапе реализации Программы (до 1 июля 2007 года) порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей (с учетом инфляции) и внедрение процедуры публикации в СМИ и сети Интернет на регулярной основе данных об объеме дебиторской задолженности, рассроченной и отсроченных платежей (с учетом инфляции).
Альтернативы
Альтернативы процессу налаживания учета и контроля дебиторской задолженности по предоставленным рассрочкам и отсрочкам по региональным налогам и сборам, поступающим в бюджет Мурманской области, нет, поскольку это является одной из составляющих бюджетного процесса.
Оценка рисков