Основные мероприятия по реформированию межбюджетных отношений:
- внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;
- формализация процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи;
- формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;
- организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
3.8.1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи, формализация процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи, формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам (Н1), (Н2), (Н3)
Анализ исходного состояния
Основными нормативными правовыми документами, напрямую или косвенно определяющими характер межбюджетных отношений и межбюджетного регулирования в Российской Федерации, являются:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Основы межбюджетных отношений в Мурманской области закрепляются в Законе "О межбюджетных отношениях в Мурманской области" и законе об областном бюджете на очередной финансовый год.
Так, Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год закрепляются:
- нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов;
- объем регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и распределение дотаций из фонда между муниципальными районами (городскими округами);
- объем регионального фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций из фонда между поселениями;
- объем регионального фонда софинансирования социальных расходов и распределение из фонда субсидий между муниципальными районами (городскими округами);
- объем регионального фонда компенсаций в соответствии с Порядком, установленным Правительством Мурманской области;
- методика распределения субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов между бюджетами муниципальных районов (городских округов) Мурманской области;
- методика распределения субвенций из регионального фонда компенсаций между местными бюджетами для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- методика распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Начиная с 2005 года, в Мурманской области выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов производится путем предоставления дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований с применением Методики. Большая часть дотации распределяется между муниципальными образованиями, расчетная бюджетная обеспеченность которых меньше среднего по области уровня, с учетом индекса бюджетных расходов и индекса налогового потенциала.
В качестве критерия выравнивания уровня бюджетной обеспеченности установлен средний уровень налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований, прогнозируемый на очередной финансовый год в расчете на душу населения.
При этом учитываются различия в стоимости предоставления коммунальных услуг, дисперсность расселения, урбанизация населения, возрастная структура населения.
Несмотря на имеющуюся финансовую зависимость местных бюджетов от решений областных органов государственной власти, в распоряжении глав администраций муниципальных образований находится неиспользованный потенциал для качественного управления находящимися на муниципальном уровне ресурсами (использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности).
В целях стимулирования заинтересованности органов местного самоуправления в повышении качества управления финансами в областном бюджете с 2005 года утверждается методика распределения дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета.
Оценка фактических кассовых разрывов по муниципальным образованиям, возникшим в ходе исполнения бюджетов за три последних отчетных года, проведена.
По областной программе капитального строительства на строительство (капитальный ремонт, реконструкцию) объектов муниципального значения в 2005 году было выделено 80,1 млн. рублей. В 2006 году предполагается направить 137 млн. рублей. Выделяемые по программе капитального строительства финансовые ресурсы в составе фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) не учитываются.
План реформирования