Одним из основных сдерживающих факторов развития промышленного производства в Мурманской области является моральный и физический износ основных производственных фондов, а также низкие темпы их обновления. Степень износа промышленно-производственных фондов составила на 01.01.2005 121,3 млрд. рублей, или 38,8 % от полной стоимости основного капитала - 312,7 млрд. рублей. Ежегодно вкладываемые средства в сумме 20 - 25 млрд. рублей отражают сохранение инерционной динамики развития экономики региона и составляют около 6 % от полной стоимости основного капитала (средний срок эксплуатации - 10 лет). Данные отражены в таблице.
N п/п | Годы реализации Программы | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд. рублей | 22,5 | 23,8 | 23,7 | 25,6 |
2 | Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах) | 98,5 | 97,3 | 92,3 | 99,0 |
3 | Количество новых рабочих мест, тыс. человек | 0 | 0 | 0 | 0 |
Это позволяет поддерживать основные производственные фонды области в эксплуатационном режиме, но в основном не дает возможности технического и технологического перевооружения для совершенствования производства глубокой переработки сырья, выпуска новой продукции и услуг, создания сети мелких и средних предприятий, использующих инновационные технологии. Таким образом, для обновления основных производственных фондов и достижения расширенного характера их воспроизводства необходимо ежегодно инвестировать 30 - 35 млрд. рублей.
Проблемы в сфере инвестиционной деятельности у предприятий малого и среднего бизнеса и предприятий крупного бизнеса различны. Если у первой группы при значительном количестве идей и инноваций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств, то у второй группы в основном отсутствует мотивация к расширению производства, а также мешают административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов, преобладает тенденция к оптимизации расходов.
Кроме того, к проблемам обеих групп можно отнести недостаточную реальную поддержку со стороны органов государственной власти, что выражается в отсутствии преференций инвесторам в виде налоговых льгот, обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению предынвестиционных обследований и экспертиз.
С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов, а также реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет.
Низкая капитализация предприятий влечет, с одной стороны, недооценку реальной стоимости указанных предприятий, мешает привлечению средств с рынка IPO, а с другой стороны, снижает поступление налогов в бюджет.
Другой проблемой, влияющей на экономическое развитие Мурманской области, является нестабильный характер иностранных инвестиций в экономику региона. Так, объем иностранных инвестиций в 2000 - 2005 гг. колебался от 15 до 44 млн. долларов США (см. таблицу).