БА во всем мире признана острейшей медико-социальной проблемой, комплексное решение которой невозможно без государственной поддержки. БА - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в основе которого лежит развитие обратимой (спонтанно или под действием лечения) бронхиальной обструкции вследствие повышенной при воспалении гиперчувствительности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром.
Во всём мире ежегодно от БА умирают 180 тысяч человек. Россия находится на втором месте после Китая по показателю смертности от БА (28,6 на 100 тыс. населения); средний показатель по данным, полученным из 48 стран мира, составил 7,9 на 100 тыс. населения. Финансовое бремя, связанное с БА, составляет в Европе 17,7 млрд. евро (главный специалист, эксперт-терапевт Минздравсоцразвития России, академик РАН А.Г. Чучалин, 2005). Эпидемиологическая ситуация в Мурманской области, связанная с БА и её осложнениями, сохраняется, как и в России в целом, напряженной и усугубляется неблагоприятным влиянием экстремальных природно-климатических условий Крайнего Севера.
Социально-экономическая необходимость организации оказания эффективной и доступной медицинской помощи больным БА обусловила проведение в Мурманской области с 1996 года мероприятий, направленных на увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных БА, в рамках российского проекта "Улучшение качества жизни при астме и аллергии" под эгидой Всемирной организации здравоохранения и получивших развитие в реализации с 2000 года региональной целевой программы "Бронхиальная астма", утверждаемой Правительством Мурманской области (2000-2001 гг., 2002-2003 гг., 2004-2006 гг.).
Оценка результатов многолетней реализации Программы подтверждает её достаточно высокую социально-экономическую эффективность. Так, за период с 2000 по 2005 год за счет формирования единых подходов к диагностике БА улучшилась ранняя выявляемость данного заболевания: общая заболеваемость увеличилась в 1,5 раза (с 7,0 на 1 тыс. населения в 2000 г. до 10,5 на 1 тыс. населения на начало 2005 г.). Рациональное использование лекарственных препаратов, ступенчатый подход к лечению в зависимости от тяжести заболевания, стопроцентное обеспечение больных препаратами базисной терапии, увеличение охвата диспансерным наблюдением на 5,3% (с 83,2% в 2000 г. до 87,6% на начало 2005 г.) и повышение качества диспансерного наблюдения привело в целом к улучшению лечения на амбулаторном этапе.
Вследствие этого уменьшились объёмы дорогостоящей стационарной помощи: уровень госпитализации больных БА снизился на 34,5% (с 246,5 на тыс. больных в 2000 г. до 161,4 на начало 2005 г.), на 12% сократились сроки лечения в круглосуточном стационаре (с 19,2 дня в 2000 году до 16,9 дня на начало 2005 г.). Уменьшилась доля среднетяжелых и тяжелых форм течения БА, случаи развития астматических статусов стали единичными, в результате чего доля БА в структуре причин летальности (болезни органов дыхания) уменьшилась в 5 раз (с 3% в 2000 г. до 0.6 % на начало 2005 г.), летальность сократилась вдвое (с 0,2% в 2000 г. до 0,1% на начало 2005 г.).
Особое внимание в Программе уделяется обеспечению больных БА современными лекарственными средствами, применяемыми для лечения БА (во исполнение постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 580-01-ЗМО "О лекарственном обеспечении населения Мурманской области", а также средствами их введения (спейсеры, небулайзеры и т.д.) и контроля (пикфлоуметры и др.). По доле в общем объёме финансирования эти программные мероприятия являются ведущими, так как именно грамотно назначенная и обеспеченная современными препаратами, а также средствами их введения и контроля терапия делает течение заболевания управляемым, предотвращает развитие обострений и осложнений, существенно повышая качество жизни больных БА.
Расширилась сеть постоянно действующих Астма-школ. В настоящее время в Мурманской области функционируют 20 таких школ, обучение прошли (на начало 2006 года) 4293 пациента.
Однако для комплексного решения вопросов, связанных с заболеваемостью БА и предупреждением развития её осложнений, необходимо решить ряд нижеперечисленных проблем, имеющихся на сегодняшний день в организации медицинской помощи населению Мурманской области, страдающему БА.
Уровень подготовки работников здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике БА и её осложнений в большинстве случаев оказывается недостаточным. Необходимо обучение (посредством проведения научно-практических конференций, семинаров, циклов, стажировок на рабочем месте и т.д.) по разделам "пульмонология", "аллергология-иммунология". Большинство преподавателей Астма-школ (врачи, средние медработники) не имеют специальных знаний по методологии обучения пациентов.
Первая в Мурманской области Астма-школа, открытая на базе пульмонологического отделения МОКБ, как центральное звено на этапах оказания организационно-методической и практической специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи больным БА, вследствие недостаточного оснащения не в состоянии в полном объеме выполнять возложенные на неё задачи. Отсутствие современной оргтехники затрудняет сбор и анализ данных, учитываемых Мурманским областным регистром больных БА, не позволяет в полной мере использовать потенциал Астма-школы для повышения квалификации медработников, обучению больных БА.
Для обеспечения больным БА доступности современной специализированной медицинской помощи МОКБ нуждается в оснащении портативным спирографическим анализатором с определением показателей «поток-объем-время», аппаратурой для исследования функции внешнего дыхания экспертного класса (стационарный спирограф с функцией бодиплетизмографии и модулями для проведения автоматической серийной бронхопровокации, для исследования эффективности работы дыхательной мускулатуры, для измерения эластичности легочной ткани, для проведения диффузионных исследований), кислородными концентраторами, ультразвуковыми небулайзерами. (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 года № 534-ПП - см. предыдущую редакцию)
Охват диспансерным наблюдением больных БА остаётся сравнительно низким - менее 90%: значительная часть больных БА не в полной мере осознает цели и задачи лечебных и реабилитационных мероприятий, назначаемых лечащими врачами, поэтому лечение таких больных зачастую малоэффективно, что не позволяет достичь ощутимого улучшения эпидемиологической ситуации по БА. Неэффективное лечение приводит к развитию осложнений и, как следствие, увеличению объемов дорогостоящей стационарной помощи, инвалидизации работающего населения.
С учётом значительной распространённости факторов, способствующих развитию БА или вызывающих её обострение (курение, загрязнение окружающей среды, экстремальные климатические условия и т.д.), а также низкой информированности населения о БА и её тяжёлых последствиях необходимо создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактики БА, выработки у больных БА ответственного отношения к лечению, развитию мотивации к самоконтролю пикфлоуметрии.
Программно-целевое планирование по проблеме БА в виде продолжения реализации мероприятий Программы в 2007-2009 годах будет соответствовать основным направлениям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, позволит сохранить достигнутые положительные изменения в состоянии здоровья населения Мурманской области и будет способствовать дальнейшему улучшению качества и увеличению продолжительности жизни больных БА.
Реализация программных мероприятий будет способствовать комплексному решению проблем заболеваемости БА в Мурманской области, предупреждению развития её осложнений благодаря улучшению выявляемости БА, своевременной диагностике и профилактике её осложнений, повышению доступности и совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи, улучшению качества динамического контроля за эпидемиологической ситуацией, связанной с БА (ведение МОРБА), совершенствованию профилактических мер.
Наряду с оптимизацией расходов на оказание медицинской помощи, реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с БА и её осложнениями.