Динамика мировых цен на нефть.
По данным международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, а также Всемирный банк и др.), базовый сценарий динамики мировых цен на нефть предполагает их снижение до 52-56 долларов за баррель (Urals) в 2007 году. Предполагается, что пиковый уровень цен на нефть (в случае отсутствия мировых форс-мажорных политических возмущений) уже достигнут в текущем году.
В 2008-2009 годах вероятное ослабление спекулятивной составляющей конъюнктуры, а также рост инвестиций и ввод дополнительных мощностей нефтедобычи и нефтепереработки могут привести к снижению цен до 48-53 долларов за баррель.
С другой стороны, в ближайшие годы не исключена возможность дальнейшего роста цен вследствие нового витка роста спроса и усиливающегося дефицита нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей, а также обострения политической ситуации вокруг Ирана, Венесуэлы, Боливии и Нигерии.
Данные факторы делают достаточно вероятной тенденцию продолжения дальнейшего роста мировых цен как минимум до 62-64 долларов за баррель (Urals).
Динамика мировых цен на цветные металлы. Цены на базовые цветные металлы в 2007 году в целом стабилизируются после бурного роста 2003-2006 годов. Однако в период 2008-2009 годы относительная стабилизация сменится ежегодным снижением цен примерно на 10 % (первый вариант). В тоже время в ближайшие три года сохраняются условия для высоких цен на цветные металлы и дальнейшего их роста (второй вариант).
Ожидается снижение контрактных цен на поставку железорудного концентрата на 20_30 % к 2009 году.
Динамика обменного курса. В среднесрочной перспективе прогнозируется некоторая стабилизация курса американской валюты, в частности, курс евро в 2007-2009 годах будет находиться в диапазоне 1.29-1.3 долл./евро.
В среднесрочной перспективе резкое снижение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса России, а также уменьшение инфляции существенно ослабят давление на рост обменного курса. В реальном выражении в 2007 году укрепление рубля составит около 3 %, а в 2008-2009 годах возможно ослабление рубля по отношению к доллару в размере около 1 % в год.
Объемы экспорта.
Мурманская область является экспортно-ориентированным регионом. Экспортные операции практически полностью имеют направление на рынок дальнего зарубежья.
На объем внешнеторгового оборота будут влиять мировые цены на основные товары регионального экспорта (цветные металлы) и изменение курса доллара.
Внутренние условия и основные оценки прогноза социально-экономического
развития на 2007 - 2009 годы
Инфляция. Целевые параметры инфляции для обоих вариантов предполагают верхнюю и нижнюю границу инфляции, которая в прогнозируемом периоде сохранит тенденцию к постепенному замедлению, что будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Среди них: проведение сдержанной тарифной политики в сфере естественных монополий, ограничение роста регулируемых тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, сдерживания роста цен на продовольственные товары путем увеличения выпуска отечественной продукции и развития конкуренции.
Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий, ЖКХ. В прогнозируемом периоде предполагается рост тарифов на теплоэнергию, обусловленный, прежде всего, ростом цен на мазут (по второму варианту - менее значительный, сдерживаемый рост тарифов на теплоэнергию).
Средний рост предельного уровня тарифов на электроэнергию составит: в 2007 году - 10 %, в 2008 - 9 %, в 2009 - 8.5 %. Тарифы для населения на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальных групп потребителей.
Рост тарифов на производство товаров и оказание услуг организаций коммунального комплекса будет превышать инфляцию. Возможен рост цен на услуги ЖКХ в связи со сменой управляющих компаний в жилфонде.
Экономика.
Инвестиции в основной капитал. Первый вариант отражает сохранение инерционной динамики развития, предусматривает инвестиционные вложения в добычу полезных ископаемых в размере около 30 % от общего объема инвестиций (28 % в 2005 году) и будет направлен на продолжение работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий горно-металлургического комплекса области: ОАО "Олкон", ОАО "ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК".
Рост активности отечественного бизнеса к инвестированию и приток иностранных инвестиций обеспечат более выраженную инвестиционную направленность второго варианта по сравнению с первым.
Более высокие темпы роста инвестиций по второму варианту будут поддерживаться ускорением роста объемов привлеченных средств (в первую очередь средств сторонних инвесторов и государственных капитальных вложений). Прогнозируется рост инвестиций по виду деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" (начало строительства объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа).
Оба варианта учитывают реализацию ОАО "Кольская ГМК" инвестиционного проекта по освоению ильменит-титаномагнетитового месторождения "Юго-Восточная Гремяха": в течение 2006 года планируется составление заключительного отчета с подсчетом запасов, на 2009 год намечен ввод первой очереди промышленного производства титанового шлака, чугуна и ильменитового концентрата на базе разведываемого месторождения. Также оба варианта предполагают реализацию инвестиционных проектов, направленных на охрану окружающей среды.
Транспорт. Первый вариант предполагает развитие грузового транспорта на основе сложившейся в последние годы схемы грузопотоков.
Второй вариант предполагает введение в 2008 году в строй первой очереди портового перегрузочного комплекса ЗАО "Синтез Петролеум" для перевалки нефти и нефтепродуктов на Западном берегу Кольского залива в районе реки Лавна.
Сельское хозяйство. По первому варианту прогноза развития сельского хозяйства в 2007-2009 годах предполагается не только сохранение тенденций опережающего роста цен на промышленную продукцию и услуги по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, но и ухудшение этих соотношений, а также менее благоприятные условия реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
По второму варианту, развитие сельского хозяйства намечается обеспечить путем повышения эффективности работы хозяйств, реализации в полном объеме приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (в том числе - улучшение материально-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий), а также за счет расширения направлений и объемов бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства (корректировка на уровень инфляции и рост объемов производства).