Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2007 год, основных параметрах прогноза на 2008-2009 годы, прогнозе сводного финансового баланса Мурманской области на 2007-2009 годы

3. Прогноз финансовых результатов социально-экономического развития
Мурманской области на 2007 - 2009 годы


Прогноз финансовых результатов социально-экономического развития Мурманской области составлен в двух вариантах:

Первый вариант - инерционный, характеризуется снижением в 2008-2009 годах финансовых результатов деятельности предприятий, сохранением убытков теплоснабжающих организаций, замедлением темпов роста налоговых поступлений, усилением дотационной зависимости бюджета области ввиду недостаточности собственных доходов для эффективного функционирования региональной бюджетной сферы. Первый вариант прогноза разработан с учетом замедления темпов роста промышленного производства, сокращения выпуска апатитового концентрата, цветных металлов при стабилизации и последующем ухудшении (начиная с 2008 года) ценовой конъюнктуры на рынке цветных металлов, а также снижения цен в прогнозном периоде на железорудный концентрат.

Второй вариант - умеренно оптимистичный, предполагает рост финансовых показателей деятельности предприятий, основанный на благоприятных факторах функционирования региональной экономики, сохраняющихся высоких ценах на цветные металлы, увеличении производства железорудного концентрата.

В обоих вариантах учтен тот фактор, что в региональной экономике по-прежнему будет иметь место моновариантность формирования доходной базы консолидированного бюджета области, высокая зависимость его от внешних факторов (конъюнктуры мировых рынков металлов, объемов внешнеторгового оборота, соотношения курса рубля и доллара), а также от политики холдингов, в состав которых входят бюджетообразующие предприятия области.

Финансовые результаты деятельности предприятий


В 2007 году по первому варианту сальдированный финансовый результат будет формироваться с ростом на 1.9 млрд. рублей (11.9 %) по отношению к 2005 году, при этом прибыль рентабельных предприятий возрастет на 2.1 млрд. рублей (11.3 %), убытки увеличатся на 178 млн. рублей.

По второму варианту сальдированный финансовый результат и прибыль рентабельных предприятий достигнут рекордной за годы реформ величины, с приростом против 2005 года соответственно на 4.1 млрд. рублей (25.2 %) и на 3.4 млрд. рублей (18 %).

Убытки снизятся на 728 млн. рублей (на 30 %). Наибольшее снижение убытков ожидается за счет улучшения финансового состояния предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды вследствие прогнозируемой стабилизации цен на топливо и устранения диспропорции между отпускными тарифами и топливной составляющей в себестоимости продукции (услуг) предприятий.

В 2007 году по второму варианту прогнозируемый среднегодовой рост тарифов на электроэнергию составит 10 %, тепловую энергию - 7 %, что выше инфляции цен в промышленности и роста цен на топливо. Сальдированный финансовый результат предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - прибыль в сумме 518 млн. рублей против 448 млн. рублей убытка в 2005 году.

Уменьшится и доля убыточных предприятий до 32-33 % против 35.2 % в 2005 году.

В обоих вариантах основной прирост прибыли будет обеспечен:

- металлургическим производством на 731 млн. рублей (8 %) по первому варианту и 1.7 млрд. рублей по второму варианту;

- предприятиями по добыче железных руд, соответственно, 307 млн. рублей (7 %) и 400 млн. рублей (9 %);

- ОАО "Апатит" на 1.2 млрд. рублей (в 27.5 раза). Столь высокое расхождение прибыли ОАО "Апатит" с 2005 годом обусловлено незначительностью данного показателя в прошлом году - 45.3 млн. рублей, по причине отнесения на финансовый результат убытков прошлых лет в сумме около 1.8 млрд. рублей.

В 2009 году, в соответствии с вышеперечисленными факторами по первому варианту прогнозируется снижение сальдированного финансового результата и прибыли рентабельных предприятий на 4.9 млрд. рублей (26.3 %) по отношению к 2005 году, в том числе по металлургическому производству - на 3.9 млрд. рублей (43 %), по предприятиям по добыче полезных ископаемых - на 1.5 млрд. рублей (35 %).

По второму варианту рост указанных показателей в 1.2 раза и, соответственно, на 3.6 млрд. рублей и на 2.9 млрд. рублей будет сформирован в основном за счет металлургического производства, где прирост прибыли составит 4 млрд. рублей (1.4 раза).

Соответствующим образом произойдут изменения в структуре прибыли прибыльных предприятий. В 2005 году на долю металлургического производства и предприятий по добыче полезных ископаемых в общем объеме прибыли рентабельных предприятий приходилось 72.3 % (48.8 % и 23.5 %). В прогнозном периоде их общая доля по первому варианту снизится до 58.9 % (с распределением на 37.8 % и 21.1 %), а по второму варианту возрастет до 74.4 % (соответственно 60.4 % и 14 %).

В обоих вариантах прогнозируется:

- рост сальдо прибыли предприятий рыболовства и рыбоводства в 2009 году на 12.5 % (прирост к 2005 году на 58.6 млн. рублей) за счет небольшого увеличения вылова рыбы и выпуска дорогостоящих видов товарной продукции;

- рост сальдо прибыли организаций оптовой и розничной торговли в 1.4 раза (прирост на 317 млн. рублей) за счет роста объемов товарооборота для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

С учетом обеспечения адекватной господдержки и роста объемов сельскохозяйственной продукции сальдированный финансовый результат (прибыль) сельского хозяйства к концу прогнозного периода оценивается по первому варианту в сумме 39.2 млн. рублей (рост в 3 раза к уровню 2005 года), по второму варианту 56 млн. рублей (рост в 4.2 раза). Улучшение финансового результата рассчитано с учетом реализации национального проекта "Развитие АПК", предусматривающего увеличение поставок племенного скота и техники по системе федерального лизинга, а также субсидирование процентной ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам, направленным на расширение возможностей сельхозпредприятий по обновлению основных фондов и выходу на качественно новый уровень производства.

В 2007-2009 годах прибыль рентабельных предприятий по отношению к валовому региональному продукту будет снижаться с 14 % в 2005 году до 7.8 % по первому варианту и 11.3 % - по второму варианту в 2009 году, что соответствует тенденции по России.

В обоих вариантах прогнозируется повышение ликвидности предприятий - снижение просроченных задолженностей, сокращение их доли в общем объеме задолженностей, уменьшение количества предприятий, имеющих просроченные задолженности.

Более половины инвестиций в Мурманской области по первому варианту и около 30 % по второму варианту будут осуществляться за счет собственных средств предприятий - прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, и амортизации.

Снижение прибыли рентабельных предприятий в 2007-2009 годах по первому варианту обусловит сокращение собственных источников для инвестиций в 2009 году по отношению к 2005 году на 1.6 млрд. рублей (на 8 %), при этом доля амортизации в их общем объеме возрастет с 33.3 % до 46.5 %.

По второму варианту за рассматриваемый период объем источников для инвестиций возрастет и в 2009 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 4.8 млрд. рублей (на 24 %). Соотношение между прибылью и амортизацией - две трети и одна треть - в их общем объеме сохранится.

Расчет амортизационных отчислений осуществлен исходя из прогноза ввода-выбытия основных фондов без учета переоценок на начало года и без начисления амортизации на объекты жилого фонда, так как в Мурманской области жилой фонд в основном на балансе некоммерческих организаций. В прогнозе также учтено начисление амортизационной премии в размере 10 % на половину из вводимых объектов.