Действующий

О Концепции программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах

 1.2. Описание региональных приоритетов в области реформирования государственного управления на основе анализа имеющихся проблем, связанных с эффективностью государственного управления в Мурманской области


Специфика начального этапа проведения административной реформы в Мурманской области состояла в том, что в 2003-2005 годах все мероприятия по повышению качества государственного управления осуществлялись в рамках реализации других взаимосвязанных программ и планов, в виде пилотных проектов или экспериментов. Это неизбежно снижало их результативность и не позволяло реформе выполнять в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию политики Правительства Мурманской области, направленной на улучшение деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области и повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг для населения области.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и повышения качества государственной политики, реализуемой на территории Мурманской области, необходим прогресс в сфере эффективности государственного управления в Мурманской области и качества предоставляемых государственных услуг, повышения прозрачности и подотчетности органов государственной власти. Это должно привести состояние государственного и муниципального управления в Мурманской области в соответствие существующему социально-экономическому потенциалу региона.

Основной целью деятельности Правительства Мурманской области в соответствии с Программой социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы является создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, укрепления социальной сферы на основе экономического развития Мурманской области:

- повышение реальных доходов населения к уровню 2003 г. на 20-22%;

- снижение уровня бедности с 22,3% до 12-14%;

- сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4,4% до 3,2-2,8%.

Основные показатели социально-экономического развития Мурманской области в 2003-2005 годах отражают наличие положительных тенденций: растет объем валового регионального продукта, промышленного производства и грузооборота, розничного товарооборота и платных услуг населению, реальной заработной платы и пенсий, сокращается численность не занятого трудовой деятельностью населения, в том числе безработных.

По итогам первых двух лет выполнения Программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы реальные доходы населения по отношению к 2003 году выросли в 2004 году на 3,4%, в 2005 году - на 10,4%. Уровень безработицы сократился в 2004 году до 4,1%, в 2005 году - до 3,9%, а уровень бедности за 2005 год составил 20-21%. Вместе с тем сохраняется неравномерность распределения населения по уровню денежных доходов и концентрация доходов в наиболее обеспеченных группах.

Приоритетными направлениями социально-экономической политики в Мурманской области на 2006-2008 годы являются улучшение качества и уровня жизни населения области, преодоление бедности путем повышения реальных денежных доходов, заработной платы и пенсий, оказания адресной социальной поддержки населению.

Программа проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах (далее - Программа), разработанная в соответствии с Концепцией и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, должна являться комплексным организационно-методологическим и практическим планом действий всех исполнительных органов государственной власти Мурманской области по повышению эффективности государственного управления, строгого соблюдения госслужащими законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению, обеспечению права граждан на объективную информацию, а также снижению издержек бизнеса, связанных с избыточным государственным регулированием, что окажет позитивное влияние на рост экономики и повышение уровня жизни населения региона.

В целях улучшения качества и уровня жизни населения области, укрепления региональной инфраструктуры предпринимательства и инновационной сферы в рамках административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах необходимо решить следующие основные блоки проблем, связанные с эффективностью государственного управления.

1. Недостаточная эффективность работы сферы государственного управления, низкая оценка населением и субъектами экономической деятельности предоставляемых государственных услуг, падение доверия граждан к государственным институтам и госслужащим.

Причины возникновения данного блока проблем носят управленческий и экономический характер и, в первую очередь, связаны с отсутствием четких правил и регламентов выполнения госфункций исполнительными органами государственной власти Мурманской области, устанавливающих непосредственную зависимость материального стимулирования и ответственности госслужащих от достигнутых результатов.

Действующие механизмы реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Мурманской области не в полной мере соответствуют требованиям для работы в новых условиях. Не разработан единый реестр государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области, отсутствуют стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Проводимая до настоящего времени исполнительными органами государственной власти Мурманской области оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах основывалась на фактических количественных показателях контингента получателей и нормах предоставления бюджетных услуг. Однако использование существующих норм и нормативов - это, в первую очередь, определение затрат, но не определение качества предоставляемых бюджетных услуг.

Решение данной группы проблем возможно путем выполнения мероприятий по внедрению механизмов материального стимулирования через бюджетирование по результатам, подготовке кадров, стандартизации государственных услуг и регламентации административных процессов, а также проведением опросов, информированием о работе государственных органов и широким внедрением информационных технологий.

Необходимо продолжить реализацию структурной политики в государственном секторе экономики Мурманской области в направлении оптимизации его состава, совершенствования нормативно-правового регулирования и повышения эффективности использования государственной собственности.

Должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.

Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Как показывают социологические исследования, граждане готовы отказываться от коррупционных практик везде, где есть либо альтернативные способы решения проблем, либо отказ от взятки влечет умеренные обременения.

Требует оптимизации взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с гражданским обществом.

Требуется повысить уровень координации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

2. Отсутствие системности в принятии решений и оценке адекватности социально-экономических последствий целям их принятия.

Оценка качества принимаемых и реализуемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области решений должна постепенно переходить от показателей осуществляемых действий к конечным результатам их воздействия на экономику и население области.

Причины возникновения данного блока проблем носят политический и управленческий характер и, в первую очередь, связаны с отсутствием планирования деятельности отдельных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, ориентированного на результат, а также недостаточно четким распределением полномочий между исполнительными органами власти разных уровней на территории области. Как показывают социологические исследования, основным требованием населения и бизнеса к государственным структурам является предсказуемость действий и решений органов власти и их должностных лиц.

Суть проблемы в данной сфере состоит в наличии разрыва между целями и показателями регионального развития Мурманской области и целями и результатами работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области, отражающими количественные показатели выполнения ими закрепленных функций. В основных же показателях развития региона (ВРП, доходы на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и пр.) выявить и измерить вклад политики, проводимой исполнительной властью (тем более вклад отдельного исполнительного органа государственной власти Мурманской области), практически невозможно.

Принятые на федеральном уровне нормативные документы задают основные подходы и рекомендации к административной и бюджетной реформам в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Однако при их реализации на региональном уровне уже выявились определенные методологические и организационные трудности в увязке принятых в Мурманской области стратегических планов и программ социально-экономического развития региона с определением целей исполнительных органов государственной власти Мурманской области и количественным измерением эффективности и результативности их деятельности.

Решить данную задачу возможно путем выполнения мероприятий по оптимизации функций (структуры) исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедрению механизмов управления по результатам и методов стратегического планирования их деятельности (детализации стратегических целей регионального развития до уровня задач и целевых показателей отдельных исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их структурных подразделений), а также систематическим информированием о работе государственных органов.

Решение названных проблем требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. По результатам вышеприведенного анализа основных проблем, связанных с эффективностью государственного управления, а также исходя из имеющегося состояния и возможностей системы государственного управления в Мурманской области, рейтинг региональных приоритетов в области реформирования государственного управления при проведении административной реформы определен следующим образом: