Действующий

О Концепции программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах

 3.2.2. Стандартизация и регламентация

Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, в том числе и обязательства Мурманской области как субъекта Российской Федерации, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов в Мурманской области (2006-2007 годы) планируется решить задачи перехода в финансировании бюджетных услуг от нормативных затрат к формированию расходов областного бюджета с учетом результатов оценки потребности в предоставлении той или иной бюджетной услуги, восполнить пробел, связанный с отсутствием полного перечня предоставляемых бюджетных услуг и инструментария по оценке их качества, а также внедрить систему паспортизации бюджетных услуг, предоставляемых населению в пилотных отраслях "Образование" и "Культура". Это позволит переориентировать сложившуюся в Мурманской области практику в части предоставления наиболее массовых бюджетных услуг социального характера на адресность в их предоставлении, повысить их качество, снизить издержки, обеспечить мониторинг и контроль.

В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне не существует необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера. В исполнительных органах государственной власти Мурманской области не сформированы перечни государственных услуг.

Население Мурманской области должно четко представлять не только то, на получение каких именно государственных услуг оно может рассчитывать, но и какого качества они должны быть. Недостаточно эффективна существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг.

В связи с высокой социально-экономической значимостью внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов для различных категорий граждан, проживающих в Мурманской области, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на её территории, а также в связи с необходимостью привлечения значительных финансовых средств и иных ресурсов для эффективного проведения комплекса мероприятий по данному направлению, принято решение осуществлять их реализацию в рамках проекта "Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в исполнительных органах государственной власти Мурманской области" (далее - проект № 1).

Целями проекта № 1 являются разработка и пилотное внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их должностных лиц.

Достижение этих целей позволит:

- повысить качество государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области, сделать их доступными для граждан и организаций;

- повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.

В ходе реализации мероприятий проекта № 1 необходимо решить на региональном уровне следующий комплекс задач:

- по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг;

- по созданию и ведению реестров (перечней) государственных услуг;

- по разработке и внедрению пилотных регламентов и стандартов, проведению ведомственных и региональных экспериментов;

- по отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

- по созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

- по обеспечению экспертной, консультационной и образовательной поддержки разработки и внедрения административных регламентов и сопровождению практики их применения в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.

В первую очередь подлежат разработке и внедрению стандарты массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Перечень государственных услуг, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти Мурманской области и в отношении которых требуется первоочередная разработка и внедрение стандартов и административных регламентов, рассматривается комиссией по проведению административной реформы в Мурманской области, исходя из региональных приоритетов и уровня обеспеченности каждого направления, а также с учетом рекомендаций Минэкономразвития России и решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы, и утверждается Правительством Мурманской области.

В рамках проекта № 1 в 2006 году планируется первоочередная разработка стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг "Лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции", "Предоставление государственного имущества Мурманской области в аренду", "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Мурманской области, гражданам и юридическим лицам", "Предоставление пользователям информационных услуг из государственных информационных ресурсов (предоставление архивных справок, архивных выписок и архивных копий)", "Оформление разрешительной документации для строительства объектов недвижимости", "Лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", а также пилотное внедрение не менее трех из них.

Мероприятия проекта № 1 в области внедрения информационно-коммуникационных технологий с учетом их скоординированности с работами, проводимыми в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", направлены на решение следующих задач:

- внедрение в деятельность исполнительных органов государственной власти Мурманской области по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями (в том числе создание удостоверяющего центра и внедрение технологии использования электронной подписи);

- создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, а также создание информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг;

- стандартизация электронного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и населения при оказании (получении) государственных услуг;

- включение в перечень государственных услуг описания процедур этих услуг и создание на его основе единой информационно-справочной системы.

Недостаточность финансирования мероприятий по информационно-технологическому обеспечению процесса разработки и внедрения стандартов и регламентов в 2006 году может привести к увеличению сроков их внедрения, в частности, использование технологии электронной подписи в Мурманской области может быть перенесено на более поздние сроки.

Другими составляющими проекта № 1 являются разработка и внедрение административных регламентов в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, что позволит существенно улучшить качество (организованность и эффективность) административно-управленческих процессов путем их модернизации на основе разработки и внедрения административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг понимается нормативный правовой акт Правительства Мурманской области, определяющий последовательность действий исполнительного органа государственной власти Мурманской области (административные процедуры), которая обеспечивает исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

В 2006 году планируется разработка и пилотное внедрение административного регламента исполнения государственных функций департамента экономического развития Мурманской области с последующим распространением опыта на другие исполнительные органы государственной власти Мурманской области.

При разработке административных регламентов для исполнительных органов государственной власти Мурманской области должна быть сформирована единая функционально-процессная модель организации их деятельности с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель может являться основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Должен быть введен порядок доказательства необходимости дополнения реестров (перечней) государственных услуг новыми услугами, что позволит не допустить навязывания обществу избыточных государственных услуг.