Действующий

О Концепции программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах

3.2.3. Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области и противодействие коррупции


Серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывающим доверие бизнеса к государственной власти, является наличие у органов исполнительной власти избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации.

Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.

Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции.

Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области. Задача оптимизации реализуемых государственных функций (полномочий) является не только приоритетным, но и базовым условием проведения административной реформы.

Новые механизмы функционирования и взаимодействий не могут быть созданы только самими исполнительным органам государственной власти Мурманской области в рамках сложившихся моделей деятельности, для их создания требуется комплексный научно-методологический подход.

В этой связи мероприятия данного блока реализуются в рамках проекта "Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области" (далее - проект № 2).

Реализация проекта № 2 направлена на исключение избыточных и дублирующих функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области, организационное разделение правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг. Для выполнения этой задачи в рамках проекта № 2 необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий.

1. Завершить анализ функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области на предмет определения необходимых и устранения избыточных с внесением соответствующих изменений в положения. Данный блок работ будет проводиться не только самими исполнительными органами государственной власти Мурманской области, но и внешним моделированием матрицы государственных функций с привлечением сторонних организаций.

В первоочередном порядке следует законодательно закрепить упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предприятия и предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство исполнительных органов государственной власти Мурманской области в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу на решении необходимых обществу и государству задач.

Продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области и их подведомственными организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.

Ликвидация сложных функций, для исполнения которых задействовано значительное число госслужащих, должна проходить поэтапно. Понадобится провести организационные мероприятия по сокращению численности госслужащих, их переобучению, высвобождению имущества и решению финансовых вопросов.

2. Наряду с упразднением избыточных функций обеспечить процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.

В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо внедрить механизм контроля за оптимальным составом функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области, а также процедуру публичного доказательства исполнительными органами государственной власти Мурманской области необходимости введения дополнительных функций в соответствии с процедурой, разработанной на федеральном уровне.

3. Важной составляющей деятельности по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области является совершенствование действующей системы контроля и надзора, с учетом передачи части функций по контролю и надзору с федерального уровня субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Действующие в настоящее время методы государственного контроля и надзора не в полной мере соответствуют задачам обеспечения безопасности процессов производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и обременительны для бизнеса. Система требований избыточна, не прозрачна и противоречива - контрольные полномочия (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации) соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).

Оптимизация контрольных и надзорных функций должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности. Должен быть налажен мониторинг эффективности мер государственного надзора, включая лицензионный.

Необходимо провести работу по разграничению функций по контролю и надзору в целях сосредоточения надзора в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в исполнительных органах государственной власти Мурманской области в установленном порядке.

Реализация проекта № 2 и другие мероприятия данного блока административной реформы должны охватить работу по четкому разграничению в Мурманской области предметов ведения и полномочий в сфере контроля и надзора территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, созданию механизмов, запрещающих проведение государственного контроля и надзора в отношении одного объекта одновременно органами государственного контроля и надзора разных уровней власти. В этих целях целесообразно использовать возможности и полномочия координационного совета по вопросам взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при Губернаторе Мурманской области.

Реализация мероприятий административной реформы позволит сформировать в Мурманской области эффективные институты саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых сейчас исполнительными органами государственной власти Мурманской области, что позволит снизить нагрузку на областной бюджет.

Предстоит закрепить в нормативных правовых актах коллегиальные принципы управления надзорными органами, эффективные механизмы досудебного обжалования их действий и решений.

Аутсорсинг административно-управленческих процессов. Другой составляющей оптимизации функций, исполняемых госслужащими, является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий исполнительных органов государственной власти Мурманской области путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

На аутсорсинг целесообразно перевести функции, выполняемые госслужащими обеспечивающих подразделений (обеспечивающими специалистами), для осуществления таких административно-управленческих процессов, как обеспечение внедрения новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями государственных органов, размещение госзаказа, организация подбора кадров, предоставление услуг связи, финансовый учет и т.п.

Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приводит к существенной экономии бюджетных средств (10-50%).

Основная трудность заключается в отсутствии практики аутсорсинга и большом объеме дополнительной работы по проведению исполнительными органами государственной власти Мурманской области полного учета всех расходов на выполнение ими ряда функций, при этом требуется сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определить целесообразность продолжения их выполнения.

Кроме того, необходимо будет решить задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу, созданию перечня функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке и внедрению прозрачной комплексной системы учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями, разработке типовых процедур и технологий проведения аутсорсинга, разработке процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов, стимулирующих государственные органы проводить аутсорсинг.

В первую очередь на аутсорсинг планируется перевести обязательные конкурсные процедуры, осуществляемые исполнительными органами государственной власти Мурманской области в соответствии с требованиями законодательства, а также техническую поддержку (внешнее сопровождение) портала Правительства Мурманской области.

Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд. В целях оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области в рамках административной реформы необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности системы бюджетных закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд Мурманской области и уровня конкуренции в этой сфере.

В этой связи в Мурманской области обеспечивается формирование системы действенного контроля за соблюдением законодательства в области закупок, открытости и гласности каждой закупки, ведение открытого и доступного всем реестра государственных контрактов, создание общей информационно-технологической инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия в рамках системы бюджетных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, совершенствование процедур формирования, размещения и исполнения госзаказа Мурманской области.