Успешность реализации административной реформы в Мурманской области, как и в стране в целом, во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой.
Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней госслужащих Мурманской области, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению на местах, непонимание её целей и задач может привести к замедлению процесса преобразований и существенно снизить отдачу от планируемых мероприятий, что обуславливает необходимость эффективной координации проведения административной реформы на региональном уровне.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы в Мурманской области, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Для достижения указанных целей предполагается:
- использовать программно-целевой метод проведения мероприятий административной реформы в Мурманской области;
- сформировать систему управления Программой, гарантирующую достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из ее мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов;
- централизовать нормативно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий административной реформы в Мурманской области;
- разработать (адаптировать на региональную специфику) методические рекомендации по проведению административной реформы в исполнительных органах государственной власти Мурманской области и муниципальных образованиях Мурманской области;
- обеспечить обучение (повышение квалификации) государственных и муниципальных служащих Мурманской области новым процедурам государственного управления в рамках образовательных программ, курсов и семинаров;
- использовать механизм распространения успешного опыта государственного управления;
- организовать взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
- сформировать эффективный механизм управления мероприятиями по проведению административной реформы.
Целью организации учебного процесса по основным вопросам административной реформы является создание широкомасштабной, единой по своим принципам системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей административной реформы. Эта система позволит в первоочередном порядке подготовить организаторов, экспертов и иных участников административной реформы.
Подготовку должны пройти руководители и специалисты исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, обеспечивающие организацию исполнения задач административной реформы, а также привлекаемые к реализации мероприятий административной реформы эксперты и представители гражданского общества.
Исполнительные органы государственной власти Мурманской области могут привлекать специалистов (специализированные организации) к организации исполнения и исполнению Программы на договорной основе. Реализация мероприятий Программы в рамках линейного управления и фактическое их совмещение с текущей деятельностью исполнительных органов государственной власти Мурманской области создаст чрезмерную нагрузку на должностных лиц, занятых выполнением текущих задач и поставит под сомнение возможность реализации задач административной реформы.
Административная реформа будет развиваться недостаточными темпами и несогласованно, если не будут сформирована база данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления, обеспечен широкий и регулярный обмен мнениями при разработке решений и распространение успешного опыта реализации мероприятий административной реформы среди ее участников.
В этих целях необходимо:
- внедрить систему рейтингов качества государственного управления, позволяющую проводить сравнение достигнутого уровня целей административной реформы в различных исполнительных органах государственной власти Мурманской области, определять причины неудач и поощрять успехи;
- создать базу данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления (федеральный, региональный), внедрить объединенную базу данных по мероприятиям административной реформы;
- организовать систематический обмен опытом с обсуждением и выработкой совместных решений по новым методам и механизмам управления, организационным решениям, структурным преобразованиям, оптимизации административно-управленческих процессов, применению стандартов государственных услуг;
- сформировать систему поощрения исполнительных органов государственной власти Мурманской области, получающих высшие рейтинги качества государственного управления, а также тех, чей опыт проведения административной реформы по конкретным направлениям признается лучшим;
- организовать полноценное информирование общественности о целях, задачах и ходе реализации административной реформы, сформировать заинтересованность в реализации мероприятий административной реформы, в ее поддержке различными слоями российского общества.
В качестве показателей достижения непосредственного эффекта (результата) выполнения задач по данному блоку предполагается использовать следующие количественные индикаторы организации эффективного управления ходом административной реформы в Мурманской области на основе принципов управления по результатам с целью своевременной корректировки Программы, учета удачного опыта, обеспечения прозрачности процесса преобразований:
- место Мурманской области в региональном рейтинге показателей государственного управления;
- доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, руководители и специалисты которых прошли обучение (повышение квалификации) по направлениям административной реформы;
- доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, подготовивших собственных экспертов для реализации мероприятий административной реформы;
- доля программ повышения квалификации госслужащих, содержание которых адаптировано к новым подходам к государственному управлению (по мере разработки методологии оценки курсов);