Для достижения поставленной цели и решения задач предусматривается проведение системы следующих связанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных мероприятий (приложение к Программе):
1) обеспечение повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции и услуг.
В первом разделе системы программных мероприятий содержатся конкретные мероприятия по созданию и освоению новых видов и повышению качества продукции, осуществляемые как на градообразующих предприятиях, так и на средних и малых предприятиях всех видов собственности. Особое место отводится повышению качества услуг жилищно-коммунального сектора на муниципальных и областных предприятиях;
2) внедрение и развитие современных систем управления.
В мероприятиях раздела 2 предусматривается разработка, внедрение и развитие систем управления качеством, основанных на международных стандартах ИСО серии 9000, систем экологического менеджмента (стандарты ИСО серии 14000), систем менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда OHSAS 18000, социальной защиты SA 8000, систем управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) предприятиями и организациями Мурманской области. Одним из механизмов реализации указанных мероприятий может быть добровольная сертификация качества продукции, услуг. Предусмотрены меры по субсидированию из областного бюджета расходов малых и средних предприятий по разработке, внедрению систем качества и сертификации экспортно-ориентированной продукции;
3) правовое и методическое обеспечение внедрения систем качества.
В разделе 3 предусматривается разработка региональной правовой базы, направленной на мотивацию и государственную поддержку предприятий, вносящих существенный вклад в повышение качества продукции и услуг, выравнивание условий конкуренции, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую и хозяйственную деятельность, повышение эффективности управления государственной собственностью. В методических целях предполагается разработать типовые системы менеджмента качества. Требования к системному обеспечению качества (гарантиям качества) будут учитываться в условиях проведения конкурсов на размещение государственных и муниципальных заказов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, финансируемых из средств областного и муниципального бюджетов;
4) содействие продвижению товаров и услуг местных производителей на российские и международные рынки.
Для поддержания марки качества и выявления лучших производителей продукции (товаров, услуг) области планируются мероприятия по участию предприятий области в федеральных конкурсах и выставках, проведение региональных конкурсов, организация постоянно действующей выставки "Лучшие товары и услуги Мурманской области" в краеведческом музее областного центра и в муниципальных образованиях;
5) подготовка и повышение квалификации специалистов в области качества.
Мероприятия раздела 5 направлены на осуществление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с бизнесом в изучении потребности в кадрах в области стандартизации, сертификации и менеджмента качества и их подготовку в подведомственных учреждениях. Систематическая работа в сфере обучения и просвещения позволит организовать подготовку специалистов в области стандартизации, сертификации и менеджмента качества, предоставить необходимый объем теоретических знаний и методов практического применения специалистам предприятий, учреждений всех направлений деятельности, в том числе специалистам структурных подразделений органов власти всех уровней;
6) метрологическое и инженерно-техническое обеспечение.
Мероприятия раздела 6 нацелены на развитие материально-технической базы поверочной, сертификационной и испытательной базы в Мурманской области. Предполагается оснастить современными приборами измерения предприятия и организации для осуществления контроля технологических процессов и проверки соблюдения норм охраны окружающей среды. Получение достоверных данных о потреблении воды и тепла, расходе энергоресурсов нацелено на решение экономических проблем, в том числе предоставление возможности оплаты только фактически израсходованных ресурсов;
7) защита потребительского рынка от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг.
Мероприятия раздела 7 нацелены на выявление совместных направлений деятельности участников Программы по улучшению качества продукции, услуг, управления и обеспечение на этой основе защиты прав потребителей и интересов производителей товаров и услуг на территории Мурманской области. Предусматривается координация деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе организация комплексных проверок с участием специалистов, контролирующих организации города и области, формирование банка данных осуществляемых проверок с целью исключения дублирования проверок, а также создание системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие несоблюдения требований технических регламентов. Создание единого информационно-методического центра качества позволит оперативно размещать данные о лучших товарах, услугах, а также о недобросовестных производителях;
8) информационное обеспечение Программы.
Мероприятия раздела 8 нацелены на повышение информированности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, населения о реализации Программы, а также о новых требованиях в области качества и технического регулирования. Эти мероприятия должны способствовать вовлечению предприятий, организаций в обсуждение проектов технических регламентов по своему виду деятельности, разработку стандартов организаций. Привлечение внимания общественности к вопросам качества, широкое информирование населения позволит повысить уровень потребительских знаний, умение ориентироваться в разнообразии предлагаемых товаров и косвенным образом стимулировать производителей продукции (товаров, услуг) повышать качество своей работы.