Недействующий

О региональной целевой программе "Качество" на 2006 - 2009 годы (с изменениями на 10 апреля 2007 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Проблема качества охватывает глобальные вопросы международной конкуренции, экологической и социальной политики, а также непосредственно затрагивает интересы каждого человека. Этой проблемой занимаются международные организации и органы государственной власти, однако основные задачи качественного роста находятся в поле деятельности предприятий и органов местного самоуправления.

В преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в Российской Федерации формируются правовые, организационные и финансовые условия, направленные на повышение качества во всех сферах производственной деятельности и государственном управлении. Введен в действие гармонизированный с соответствующими зарубежными законодательными актами Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". С целью устранения необоснованных технических препятствий и снижения административного давления на производителей, продавцов, поставщиков продукции и услуг вводится система технических регламентов и добровольной сертификации, государственный контроль (надзор) переносится из сферы производства продукции в сферу ее обращения, возрастает роль саморегулируемых организаций. Для предприятий и организаций Мурманской области существенно меняются условия конкуренции на рынке, применение ими стандартов качества и систем менеджмента качества становятся жизненно необходимыми.

Повышение качества продукции и услуг, внедрение систем управления качеством является приоритетным направлением Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Стандарты менеджмента качества ИСО 9000 внедрили более пятидесяти предприятий области. На достижение высоких социальных и экономических результатов нацелены: "Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы", среднесрочные региональные целевые программы, конкурсы "Лучшие товары и услуги Мурманской области" в рамках Программы "100 лучших товаров России", выставки лучших товаров и услуг области, мероприятия по защите прав потребителей.

Высокое качество и доступность государственных и муниципальных услуг является целью осуществляемой в стране административной реформы. На региональный уровень переходят многие государственные функции по формированию партнерства между органами управления, производителями и потребителями продукции и услуг. На муниципальном уровне решаются задачи предоставления общественных услуг и повышения качества жизни населения. Для органов государственной власти и местного самоуправления становится обязательной система показателей результативности деятельности, включающая уровень удовлетворенности потребителей государственных и муниципальных услуг; снижение временных затрат потребителей на получение таких услуг; удельный вес услуг, для которых утверждены стандарты, в том числе соответствующие стандартам развитых стран. Предусматривается обязательное документирование административных процессов, разработка административных и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности. Всё перечисленное (цели, показатели, подходы, документы) органично совмещается с международными стандартами по менеджменту качества.

Актуальным и необходимым становится внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, систем экологического менеджмента ИСО 14000, систем менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда OHSAS 18000, социальной защиты SA 8000, управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки). Эти меры направлены на обеспечение конкурентоспособности и повышение безопасности производимых на территории области продукции и услуг; ресурсосбережение и минимизацию затрат на производство, повышение социальной ответственности бизнеса, укрепление экспортного потенциала региона; содействие потребителям в проведении компетентной оценки безопасности и качества продукции, реализуемой на рынках региона; повышение качества жизни населения.

В рамках региональной целевой программы предстоит создать необходимые правовые, организационные и экономические условия, обеспечить подготовку персонала, организовать пропаганду и распространение передового опыта в области управления, безопасности и качества продукции, процессов и услуг. Совместными усилиями государственных органов власти и органов местного самоуправления Мурманской области, бизнеса необходимо сформировать условия и механизмы, гарантирующие потребителям права на безопасную и качественную продукцию и услуги. Необходимо наладить систему взаимодействия контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления, обеспечить информированность и просвещенность потребителей. Очевидно, что для решения комплекса сложных задач Программы будет недостаточно рыночных механизмов, потребуется государственная поддержка и координация совместной деятельности экономически независимых друг от друга субъектов: государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на территории Мурманской области.