Недействующий

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "SOS" НА 2006 - 2007 ГОДЫ

Приложение к постановлению
Правительства Мурманской области
от 31.03.2006 N 106-ПП

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "S O S"

(меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-

инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006 - 2007 годы

ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование
 программы

"SOS"
 (меры по профилактике и лечению наркомании, профилактике ВИЧ-инфекции, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Мурманской области) на 2006 - 2007 годы

Дата принятия решения о разработке программы,
 дата её утверждения

постановление Правительства Мурманской области от 21.06.2005 N 234-ПП "О разработке региональной целевой программы "SOS";

 постановление Правительства Мурманской области от 05.07.2005 N 265-ПП "О региональной целевой программе "SOS" на 2006-2007 годы"

Заказчики
 программы

управление по делам молодежиМурманской области;

 комитет по здравоохранению Мурманской области;

 комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области

Заказчик-
 координатор
 программы

управление по делам молодёжи Мурманской области

Основные разработчики программы

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотическихсредствипсихотропных веществ по Мурманской области;

 управление по делам молодежиМурманской области;

 комитет по здравоохранению Мурманской области;

 комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 отдел по вопросам межведомственной координации социальной политики Правительства Мурманской области;

 межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и ихнезаконному обороту Правительства Мурманской области

Цели и задачи
 программы

дальнейшееразвитиев Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции, в первую очередь среди молодёжи и несовершеннолетних;

 создание необходимых условий для сдерживания процесса распространения наркомании, ВИЧ-инфекции и незаконного оборота наркотических средств в Мурманской области;

 совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики;

 расширение и укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих лечебную, социально-реабилитационную и профилактическую работу по наркомании, токсико мании, ВИЧ-инфекции, их кадровое обеспечение;

 поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании

Сроки реализации
 программы

2006 - 2007 годы

Целевые
 индикаторы
 и показатели

сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населенияпоказателя заболеваемости наркоманиями:2005 - 20,5;
2006 - 22;
2007 - 22;

 сохранение в пределах 25 на 100 тыс. населения показателя заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (при условии отсутствия резкого расширения обследуемого контингента, например, введения каких-либо"всеобщих"иобязательныхнаркологическихобследований, а также с коррекцией на возможность увеличения подучётного контингента в связи с массовыми отравлениями (передозировками) наркотиками):
 2005 - 25,7;
2006 - 25;
2007 - 25;

 уменьшение в общей статистике заболеваемости ВИЧ доли случаев, связанных с наркогенным путём заражения:
 2005 - 63%;
2006 - 60%;
2007 - 55%;

 сохранение в пределах 2% числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков:
 2005 - 2%;
2006 - 2%;
2007 - 2%;

 рост обращаемости за наркологической помощью (как показатель мотивированности и заинтересованности в получении специализированной помощи):
 2005 - 440 чел;
2006 - 500 чел;
2007 - 550 чел;

 снижение числа случаев госпитализации в связи с отравлениями наркотическими средствами (передозировками):
 2005 - 103 чел;
2006 - 90 чел;
2007 - 80 чел;

 отсутствие снижения средней возрастной границы первой пробы наркотиков (контингент до 15 лет не выше 20% по всем выборкам в среднем):
 2005 - 18%;
2006 - 18%;
2007 - 17%;

 снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах различных категорий учащихся на вопрос об опыте употребления наркотиков, (по результатам социологических исследований):
 2005 - 45%;
2006 - 42-43%;
2007 - 39%;

 увеличение числа адекватных ответов на вопросы анонимных анкет, касающихся отношения к наркотикам и представления о самом явлении наркотизма (по результатам социологических исследований):
 2005 - 15-17%;
2006 - 20%;
2007 - 25%

Сроки и этапы реализации
 программы

2006 год
 2007 год

Объёмы и источники
 финансирования
 программы:
 (тыс. руб.)

2006 г. - 3088;2007 г. - 2769;

 бюджет Мурманской области

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической
 эффективности

установление контроля над "второй волной" наркоэпидемии в Мурманской области через "снижение спроса" на наркотики: уберечь от экспериментов с наркотиками тех, кто не имеет знакомства с ними, создать мотивацию на отказ от наркотиков у тех, кто потребляет их эпизодически, привлечь к полноценному лечению систематических потребителей;

 сохранение трудового, интеллектуального потенциала Мурманской области;

 повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове за счёт сокращения числа преступлений и правонарушений;

 снижение вероятности техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций и происшествий по причине
 совмещения трудовой деятельности и употребления наркотиков;

 снижение "давления наркогенной среды" за счёт повышения обращаемости за наркологической помощью

I. Характеристика проблемы

Наркоугроза остаётся в Мурманской области серьёзным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодёжи всегда приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов \"B\",\"C\").

Необходимо отметить, что благодаря предыдущим программам "SOS", которые принимались в области каждые два года, начиная с 1998 и до 2005, удалось остановить наркоэпидемию так называемой первой волны и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (диаграмма 1).

Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для программы "SOS" средствами можно воздействовать на динамику незаконного оборота наркотиков. Основными выбранными средствами являлись:

первичная профилактика или информирование подростков, молодёжи об опасности экспериментов с наркотиками;

обучение специалистов, работающих с подростками и молодёжью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;

вторичная и третичная профилактика или раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;

обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов;

стимулирование деятельности правоохранительных структур по борьбе с наркоторговлей и незаконным употреблением наркотиков.

Однако за последнее время в областной наркологической ситуации обозначились опасные тенденции.

Во-первых, меняется структура потребляемых и "популярных" в молодёжной среде наркотических веществ (диаграмма 2).

Эти изменения таковы: при снижении выявляемости опийных наркотиков (традиционно героина) наблюдается рост потребления продуктов конопли (марихуана, гашиш). В 2004 году показатель каннабисной группы (28%) даже превысил показатель опийной (19%). При условии, что скрытых потребителей каннабисных наркотиков всегда гораздо больше, чем скрытых потребителей наркотиков прочих групп, соответственно неофициальная распространённость каннабисной наркомании, как и заболеваемость, достигает огромных размеров.

Также из диаграммы следует, что снижается удельный вес наркотиков амфетаминовой группы. Однако, в первую очередь, это касается кустарно изготавливаемых препаратов, потребляемых внутривенно. Что касается синтетических психостимуляторов, известных как "клубные" наркотики (speed, экстази), то по информации, получаемой из различных достоверных источников, злоупотребление ими среди молодёжи приобретает угрожающие размеры.

По-прежнему высоким остаётся и показатель сочетанного употребления различных наркотических и психотропных веществ, что осложняет лечение и реабилитационную работу с такими пациентами.

Во-вторых, в незаконном обороте появился наркотик - синтетический аналог опиатов, который характеризуется высочайшей токсичностью.

В 2004 году этот наркотик (триметилфентанил и его разновидность альфаметилфентанил) унёс жизнь 101 человека, из них 24 - в апреле. Только в г. Мурманске было зафиксировано 2179 вызовов бригад скорой помощи в связи с передозировками. Эти трагические события ещё раз напомнили о разнице между официальной статистикой и количеством неучтённых наркопотребителей.

2004 год отмечен всплеском (после двухгодичного снижения) заболеваемости по группе "употребление наркотиков с вредными последствиями" (диаграмма 3).

Этот всплеск свидетельствует о внушительности размеров "теневой" части наркопотребителей, а значит и высоком давлении так называемой "наркогенной субкультуры", носители которой и толкают "новичков" к экспериментам с наркотиками.

В третьих, либерализация федерального законодательства и установление завышенных размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ привели к упрощению уличной "розничной" торговли наркотиками, а значит, их большей доступности.

Обозначенные тенденции позволяют говорить о "второй волне" наркоэпидемии в Мурманской области. Первая характеризовалась вовлечением молодёжи практически сразу в употребление героина. Сейчас вовлечение происходит преимущественно через наркотики каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "лёгкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости.

Существует высокий риск, что все сегодняшние потребители этих наркотиков в скором времени перейдут на внутривенные опиаты (высочайшая вероятность перехода от так называемых "лёгких наркотиков" к более "тяжёлым" давно доказана). В условиях присутствия на рынке наркотиков фентанилов этот переход станет причиной многих смертей от передозировки. В данной ситуации главным направлением борьбы с наркотиками вновь становится снижение спроса, а главным инструментом - простое человеческое слово во всех его ипостасях.

II. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели