Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ

Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 23.03.2006 N 94-ПП/3
{в редакции постановления
Правительства Мурманской области
от 14.12.2006 N 486-ПП,
от 03.03.2008 N 81-ПП,
от 01.09.2008 N 413-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006- 2008 ГОДЫ г.Мурманск, 2006


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

{паспорт программы в редакции постановления Правительства Мурманской области от 14.12.2006 N 486-ПП}

Наименование программы

- "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы

Дата принятия решения о разработке программы

- постановление Правительства Мурманской области от 27.09.2005 N 371-ПП "О разработке региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006 - 2008 годы"

Государственные заказчики

- управление по делам молодежи Мурманской области;

 департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственный заказчик-координатор

- управление по делам молодежи Мурманской области

Основные разработчики программы

- управление по делам мо лодежи Мурманской области;

 - департамент экономического развития Мурманской области;

 - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Цель программы

- предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для улучшения демографической ситуации в Мурманской области

Основные задачи программы

- формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья;

 - создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения (строительства) жилья;

 - создание системы управления реализацией Программы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- улучшение жилищных условий молодых семей;

 - улучшение демографической ситуации в регионе;

 - вовлечение средств молодых семей в сферу жилищного строительства

Срок реализации программы

2006 г. - I этап
 2007-2008 гг. - II этап

Объемы и источники финансирования

- общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят - 95907,82 тыс.руб.,
 в том числе за счет средств:
 - областного бюджета - 27183,55 тыс. руб.
 2006 г.- 0 руб.
 2007 г. - 12515,4 т ыс. руб.
 2008 г. - 14668,15 тыс. руб.
 - муниципальных бюджетов - 7619,67 тыс. руб.
 2006 г. - 0 руб.
 2007 г. - 3349,71 тыс. руб.
 2008 г. - 4269,96 тыс. руб.
 - внебюджетных источников - 61104,6 тыс. руб.
 2006 г. - 0 руб.
 2007 г. - 28748,61 тыс. руб.
 2008 г. - 32355,99 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

- дополнительное обеспечение жильем 150 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году - 70 молодых семей, в 2008 году - 80 молодых семей;

 - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;

 - развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

 - укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в Мурманской области

I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программными методами

Программа "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) является среднесрочной программой Правительства Мурманской области, направленной на решение жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и улучшение демографической ситуации в регионе.

Демографическая ситуация в области, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в последние годы, остается сложной и характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, продолжающимся миграционным оттоком населения.

На 1 января 2006 года численность населения области составила около 865 тыс. человек и, по сравнению с 1995 годом, уменьшилась на 202 тыс. человек (или на 19%).

Основной причиной сокращения численности населения региона является миграционная убыль, на долю которой приходится почти 90% от общего снижения численности жителей.

Другой причиной уменьшения численности населения является естественная убыль (отрицательная разница между родившимися и умершими), которая суммарно за последние 5 лет достигла 15,6 тыс. человек.

С 2000 года в области наблюдается рост числа родившихся, на который в последние годы "работает" демографическое прошлое: в репродуктивный возраст вступило более многочисленное поколение, рожденное в 80-е годы ХХ века. В 2004 году общий коэффициент рождаемости составил 10,2 родившихся на 1000 населения против 8,6 в 2000 году и 9,9 в 2003 году (по России - 10,5). Возросла частота рождений вторых и третьих детей - удельный вес повторных рождений в общем числе родившихся в 2004 году вырос до 38,3% (2003 год - 37,5%). Однако в 2005 году рождаемость вновь снизилась до 9,7 человек на 1000 населения. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения и остается почти наполовину ниже уровня, необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми (2,15 рождений на одну женщину в возрасте 15 - 49 лет). На ситуацию с рождаемостью определенное влияние оказывает состояние с брачностью, которое в последние годы нестабильно.

Население области стареет. Средний возраст жителей области, по данным переписи населения 2002 года, составляет 35,1 года, что почти на 5 лет больше уровня 1989 года. Число детей и подростков сократилось в 2,3 раза, а число пожилых выросло в 1,2 раза.

По прогнозным оценкам численность населения области к началу 2009 года составит порядка 848 - 850 тыс. человек. Рождаемость оценивается на уровне 9,8 - 10,0 родившихся в расчете на 1000 населения, смертность - на уровне 13,4 - 13,6 умерших на 1000 населения.

Усилится процесс старения населения области и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста, что приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения путем формирования соответствующей политики в регионе. Репродуктивную функцию выполняют в основном молодые семьи, поскольку, согласно результатам статистического наблюдения, 80% детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход, по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.

В связи с этим для улучшения демографической ситуации области необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

Статистические данные свидетельствуют, что на начало 2005 года 788 молодых семей состояли на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Необходимо отметить, что подобный показатель может быть гораздо выше, поскольку не все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обращаются в администрации муниципальных образований из-за отсутствия уверенности в получении жилья.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, кредитных и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Основные понятия Программы:

"Молодая семья" - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.

{абзац в редакции постановления Правительства Мурманской области от 03.03.2008 N 81-ПП}

В данной Программе под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.