Недействующий

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СЛУЖБЫ КРОВИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Разработке Программы предшествовал всесторонний анализ службы крови Мурманской области, ее технологических возможностей по производству компонентов крови и устойчивости при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными для населения объектами Мурманская область относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания. Это обусловливает значимость укрепления и дальнейшего совершенствования службы крови на территории области.

Служба крови является одним из важнейших разделов здравоохранения, направленных на снижение смертности и инвалидности населения от несчастных случаев, острых и хронических заболеваний, в том числе при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Стабильное ее функционирование неразрывно связано с сохранением в области донорского потенциала, необходимостью постоянного обновления и восполнения технического и специального оснащения, организацией современного технологического производства компонентов крови.

ГУЗ "Мурманская областная станция переливания крови" ежегодно заготавливает 77% консервированной крови в области, после переработки которой около 45% произведенных компонентов и гемостандартов передаются, в том числе в лечебно-профилактические учреждения муниципальных образований.

Трансфузия крови, ее компонентов и препаратов - это весьма эффективный метод лечения больных. Альтернативы донорской крови и ее компонентам сейчас нет.

Единственным источником донорской крови и плазмы является взрослый человек в возрасте от 18 лет, не имеющий противопоказаний к крово- и плазмодаче.

В связи с комплексом экономических, социальных и медико-демографических причин число доноров в Мурманской области сократилось с 19497 в 1995 г. до 12434 в 2001 г., а объем заготавливаемой донорской крови уменьшился с 15296 литров в 1995 г. до 12375 литров в 2001 г.; число крово- и плазмодач в этот же период сократилось соответственно с 40000 до 21773 (1,8 раза).

В 2000-2005 гг. государственная политика была направлена на повышение компенсационных выплат донорам на восстановительный обед (в 4 раза за 3 года), на переоснащение службы крови современным оборудованием для полной переработки донорской крови на компоненты, на значительное улучшение условий хранения компонентов крови. Проведена большая работа по переподготовке врачей лечебных учреждений в разделе рационального подхода к гемотрансфузиям.

Результатом указанной политики за последние 3 года явилось сохранение числа доноров на уровне 12000, числа крово- и плазмодач - 21000, объема заготавливаемой консервированной крови - около 10000 литров в год, в связи с чем потребность лечебных учреждений в компонентах донорской крови практически удовлетворяется.

Однако к 2005 году только 1,6% населения Мурманской области являются донорами, тогда как по международным стандартам могут быть донорами 10-15% населения.

Ухудшение экологии и показателей здоровья населения Мурманской области увеличило количество медицинских отводов от донации крови за последние 10 лет с 7% до 19% (при этом по причине анемии в 2 раза).

Крайне острой остается проблема стратегического запаса гемотрансфузионных сред в связи с возможными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, авариями на промышленных объектах Мурманской области, которые могут привести к многочисленным политравмам. Запасы свежезамороженной плазмы в морозильниках при t -35 С в настоящее время достаточны. Однако технологических условий для создания запаса клеточных элементов до настоящего времени не создано из-за отсутствия производства в РФ криопротекторов.

Служба крови задействована в мобилизационных мероприятиях, созданы мобилизационные мощности в соответствии с заданием - планом на производство донорской крови и ее компонентов на 2000 расчетный год, определены обязательства по поставке донорской крови и ее компонентов в Министерство обороны РФ, ФПС РФ, МВД РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций (500 л. консервированной крови, 6000 л. эритромассы, 6000 л. плазмы, 200 л. гемостандартов).

Поэтому политика в области комплектования донорских кадров и предоставления им льгот, а также заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов должна быть государственной и осуществляться именно комплексным программным методом.

В настоящее время общепризнано, что заготовка, переработка и хранение крови и ее компонентов должны производиться с использованием только современных технологий и пластикатных расходных материалов, позволяющих увеличивать заготовку плазмы крови и ее карантинизацию при одновременном уменьшении заготовки клеточного эритроцитарного компонента. Это в свою очередь ведет к снижению возможности развития посттрансфузионных осложнений, а также в целом позволит уменьшить общий объем заготовки крови.

Значимость решаемых службой крови задач требует значительных материальных затрат. Подготовка и переподготовка специалистов должна проводиться с определенной периодичностью. Медицинское и специальное имущество службы крови подлежит постоянному восполнению и освежению по мере расходования, износа и истечения срока эксплуатации.

С развитием службы появляются новые технологии производства компонентов крови, современные формы управления, прогнозирования и расчета сил и средств производственной трансфузиологии. Все большую значимость в этом направлении обретает автоматизированная система управления, основанная на высоких компьютерных технологиях.

В рамках реализации Программы ожидается стабилизация структуры донорских кадров, качественное улучшение производства компонентов крови, обеспечение практически достоверной инфекционной безопасности компонентов крови, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в качественных компонентах крови, строгий и обоснованный подход лечащих врачей к гемотрансфузиям.