Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ

Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 27.02.2006 N 48-ПП/2
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 27.10.2006 N 414-ПП,
от 15.02.2007 N 79-ПП,
от 10.04.2007 N 178-ПП,
от 19.10.2007 N 490-ПП,
от 29.12.2007 N 654-ПП,
от 19.01.2008 N 17-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ Мурманск, 2006


ПАСПОРТ

региональной целевой программы

"Поддержка семьи в Мурманской области"

на 2006-2008 годы

{паспорт программы в редакции постановлений Правительства Мурманской области

от 27.10.2006 N 414-ПП, от 19.10.2007 N 490-ПП, от 19.01.2008 N 17-ПП}

Наименование программы

- Поддержка семьи в Мурманской области на 2006-2008 годы

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения

- постановление Правительства Мурманской области от 25.08.2005 N 330-ПП "О разработке региональной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы"

Государственные заказчики

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - управление федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области

Государственный заказчик-координатор

комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

Основные разработчики программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - управление федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области

Цели и задачи программы

основные цели:
 - создание условий для реализации семьей своих функций, укрепление семейных традиций, обеспечение охраны здоровья матери и ребенка, улучшение демографической ситуации, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности
 основные задачи:
 - проведение социальной диагностики семей на основе социологических исследований;

 - поддержка социально уязвимых, многодетных, молодых семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;

 - введение дополнительных мер материальной поддержки семей, имеющих детей;

 - расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;

 - оснащение учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, технологическим, реабилитационным, бытовым оборудованием;

 - проведение мероприятий, направленных на нравственное и духовное развитие детей и семей в целом;

 - совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми;

 - расширение участия общественных объединений в сфере оказания социальных услуг населению

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 5 единиц (2007 г. - 3;
2008 г. - 2);

 - укрепление материально-технической базы 5 учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям (2007 г. - 4, 2008 г. - 1);

 - увеличение количества специалистов, работающих с семьями и детьми, повысивших квалификацию, на 180 человек (2006 г. - 60 чел., 2007 г. - 60 чел., 2008 г. - 60 чел.);

 - введение новых форм поддержки семей (2007 г. - 4, 2008 г. - 1);

 - обновление фондов областных библиотек на 1000 экземпляров (2006 г. - 300, 2007 г. - 300, 2008 г. - 400);

 - увеличение в культурно-досуговых учреждениях числа семейных клубов, творческих коллективов, любительских объединений не менее, чем на 15 единиц (2006 г. - 5 единиц, 2007 г. - 5 единиц, 2008 г. - 5 единиц);

 - ежегодная оплата проезда 5600 детям и 2000 беременным женщинам на обследование и лечение в медицинские учреждения г. Мурманска

Сроки реализации программы

2006-2008 годы

Объемы и источники финансирования

общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования составят 39241 ,5 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 100,0 тыс. руб., в том числе в 2008 г. - 100,0 тыс. руб.;

 областногобюджета - 37316,0 тыс. руб., в том числе:
 в 2007 г. - 17807,0 тыс. руб.;

 в 2008 г. - 19509,0 тыс. руб.;

 внебюджетныхисточников-1825,5 тыс. руб., в том числе:
 в 2006 г. - 905,5 тыс. руб.;

 в 2007 г. - 460,0 тыс. руб.;

 в 2008 г. - 460,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

- осуществление социальной диагностики семей на основе социологических исследований;

 - поддержка социально уязвимых, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;

 - введение дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей;

 - увеличение сети учреждений помощи семье и детям и укрепление их материально-технической базы;

 - расширение спектра и улучшение качества услуг, оказываемых семье и детям;

 - повышение уровня квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Социально-экономические преобразования, проводимые в Российской Федерации, повлекли за собой резкое снижение уровня жизни значительной части населения, особенно семей с детьми, обусловили их деструктивность, ухудшение психологического климата, привели к ослаблению воспитательной функции, усилению агрессии по отношению к детям, разрыву семейных связей; многие семьи, лишившись экономической подпитки, стали социально дезадаптированными. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материально-психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок не могли не отразиться на степени удовлетворенности браком. Следствием этих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, отказов от новорожденных, "омоложение" проституции, алкоголизма и наркомании.

В Мурманской области предпринимаются меры по стабилизации и улучшению социально-экономического положения: увеличились доходы населения, уменьшился удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, улучшилась ситуация на рынке труда, ликвидирована задолженность по детским пособиям и пособию по безработице, обеспечивается адресная социальная помощь населению, с 1 января 2005 года увеличился на 42,8% размер ежемесячного пособия на ребенка, установлен повышенный размер пособия на детей в многодетных семьях, сохранена доступность получения образования, в том числе дополнительного, медицинского обслуживания, учреждений культуры и досуга, увеличилась более, чем вдвое по сравнению с 2002 годом сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей и т.д.

Однако предпринимаемые в области в интересах семьи меры недостаточно эффективны. Региональная целевая программа "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы направлена на предоставление дополнительных мер по стабилизации и улучшению социально-экономического положения семьи в Мурманской области.

Демографическая характеристика семьи (домохозяйства) в Мурманской области. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Мурманской области составляла 892,5 тысячи человек.

В общей численности населения области (по состоянию на 9 октября 2002 года) мужчин насчитывалось 435,1 тысячи, женщин - 457,4 тысячи. По сравнению с переписью населения 1989 года доля мужчин сократилась с 49,8 до 48,8 процента, а доля женщин увеличилась с 50,2 до 51,2 процента. Соотношение мужчин и женщин ухудшилось: в 1989 году на каждую 1000 мужчин приходилось 1008 женщин, в 2002 году - уже 1051.

Перепись населения 2002 года отметила, что по сравнению с общероссийской возрастная структура населения области является молодой, образовательный уровень жителей региона высоким. Доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 18 процентов, лиц трудоспособного возраста - 68,3 процента, старше трудоспособного возраста - 13,5 процента (в целом по России, соответственно, 18,1%, 61,3%, 20,5%). Средний возраст жителей Мурманской области составил 35,1 года (по России в целом 37,1 года) - это на 4,9 года больше, чем при переписи населения 1989 года. Средний возраст мужчин - 32,5 года, женщин - 37,6 года.

Перепись населения 2002 года показала, что самыми распространенными в области являются домохозяйства(, состоящие из одной брачной пары с детьми или без детей. На 1000 всех домохозяйств приходилось 464 домохозяйства этого типа. Четвертую часть (253 домохозяйства на 1000 всех домохозяйств) составляли домохозяйства, состоящие из одного лица. Больше половины (58,6%) лиц этого типа домохозяйств составляли одинокие женщины.

На домохозяйства, состоящие из матери (отца) с детьми, приходилось 73 домохозяйства на 1000 всех домохозяйств. Основную часть из них (93,2%) составляли матери с детьми. Возникновение таких домохозяйств вызвано нестабильностью браков, появлением внебрачных детей, а также смертью одного из супругов.

В целом по области на одно домохозяйство в 2002 году приходилось 0,7 детей в возрасте до 18 лет (без учета домохозяйств, состоящих из одного лица), в 1989 году на одну семью приходилось 1,1 ребенка.

Уменьшение в домохозяйствах числа детей моложе 18 лет говорит о современной ситуации с рождаемостью.

В 2005 году в Мурманской области родилось 8,5 тысяч человек (2004 г. - 8,9 тыс.). Смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (в 2004 г. - в 1,3 раза).

Высокая смертность характерна, прежде всего, для экономически активных слоев населения, из жизни уходят трудоспособные люди (в 2005 году - 5,4 тыс. человек или 46,3% от общего числа умерших), причем мужчин в этом возрасте умирает в 3,7 раза больше, чем женщин.

Общий коэффициент рождаемости в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизился на 4,9% и составил 9,7 родившихся на 1000 населения (в 2004 г. - 10,2 родившихся на 1000 населения).

Определенное влияние на ситуацию с рождаемостью оказывает состояние с брачностью. В 2005 году зарегистрировано 7,3 тысячи браков, что это на 11,5% больше, чем в 2004 году. Число разводов в 2005 году составило 5,6 тысяч, что на 0,6% больше, чем в 2004 году.

Брачность в последние годы отличается нестабильностью. Откладывание вступления в брак сопровождается распространением добрачных сожительств и неоформленных юридически браков. Остается высоким уровень разводимости.

Общие показатели брачности и разводимости, 2003-2005 гг.