Региональная политика в области образования в период с 2002-2005 годов осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы".
В 2006 - 2010 годах системе образования Мурманской области предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Результатами реализации региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы", других региональных целевых программ стали устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию образовательной системы Мурманской области на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.
Сохранена сеть образовательных учреждений Мурманской области, которая позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего, начального профессионального образования.
Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 78,5 %. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования создаются условия для подготовки детей к обучению. В 2004-2005 учебном году лишь 5,1% обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений не получили дошкольной подготовки.
Приняты меры по совершенствованию структуры и содержания дошкольного и общего образования. Преимущественное развитие в области получили дошкольные образовательные учреждения комбинированного и общеразвивающего вида.
Завершен переход общеобразовательных учреждений области на обучение по программе четырехлетней начальной школы. Треть младших школьников обучаются по различным дидактическим системам и учебно-методическим комплектам.
В профильных классах общеобразовательных учреждений области обучаются 39% старшеклассников. Существенные изменения произошли в структуре профильного обучения, более половины профильных классов реализуют программы физико-математической, математико-технологической и естественнонаучной направленности. 60% обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений области получают предпрофильную подготовку, осваивая программы углубленного изучения различных предметов, факультативных курсов и спецкурсов.
Треть общеобразовательных учреждений области реализуют программы повышенного уровня различной направленности.
В целях формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся почти половина обучающихся 2-4-х классов изучают информатику, в том числе в трети классов с использованием компьютерной техники. Завершается переход на обязательное изучение базового курса информатики в основной школе. 92 общеобразовательных учреждения имеют доступ в Интернет. 56% младших школьников изучают иностранные языки. Второй иностранный язык как предмет учебного плана изучают 6,4% обучающихся 5-11 классов.
В учебные планы 67% общеобразовательных учреждений области введен третий час физической культуры на всех ступенях общего образования.
Более дифференцированной стала структура специального (коррекционного) образования, все в большей степени интегрируемого в общеобразовательные школы путем создания в них специальных классов и групп, что способствует адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 7093 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующего назначения 3680 детей, обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, коррекционных классах общеобразовательных школ 3413 детей, половина из них обучается в общеобразовательных учреждениях.
Приняты меры по стандартизации образования. Завершен первый этап апробации проекта регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Разработано и издано программное и учебно-методическое обеспечение проекта стандарта по всем образовательным областям, учебные пособия для обучающихся начальной и основной школы.
Совершенствованию образовательного процесса в значительной степени способствовала экспериментальная работа, организованная на базе региональных экспериментальных площадок по следующим направлениям: совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, апробация форм и содержания предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов, введение единого государственного экзамена, технологии оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения, апробация учебно-методических комплектов для начальной школы, введение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, формирование психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования.
Общеобразовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. Средний тестовый балл выпускников общеобразовательных учреждений области на уровне и выше среднего балла выпускников школ России. Сохраняется стабильным процент выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" (5%), из них 92% претендентов на награждение медалью подтверждают свои результаты на едином государственном экзамене. Количество обучающихся, не осваивающих образовательные программы соответствующего уровня, не превышает 0,3%.
Продолжена работа по созданию условий для обучения детей, имеющих повышенные образовательные потребности. Региональные предметные олимпиады школьников организованы по 17 предметам. Ежегодно в рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" проводятся Региональная научная и инженерная выставка "Будущее Севера" и региональное соревнование "Будущее Севера. Юниор". Обеспечена целевая поддержка областной очно-заочной школы дополнительного образования "А-Элита", Центра очно-заочного обучения Академической гимназии Санкт-Петербургского университета.
Остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей. Более половины учреждений дополнительного образования являются многопрофильными, реализующими от 20 до 160 образовательных программ. В кружках занимаются две трети от общей численности обучающихся (по России - 40,1%).
Сохранена система начального профессионального образования (НПО). В 2004 году на 10 тыс. человек, проживающих в Мурманской области, приходится 115 обучающихся. В системе НПО обучается 1063 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, примерно 65% обучающихся составляют дети из малообеспеченных семей.
Созданы условия для получения выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений начального профессионального образования по 9 специальностям (перечень профессий увеличился в 2 раза).
Реальный рост расходов на образование с учетом сложившейся инфляции составил более 15%. Средняя заработная плата работников образования выросла за четыре года в 1,4 раза и составляет 6440 рублей. Действует региональная система социальной поддержки работников образования.
80% учебников приобретается за счет средств бюджетов различных уровней и только 20% - за счет родителей.
К 2004 году оснащены компьютерной техникой все школы и профессиональные училища, на 1 компьютер в среднем приходится 34 обучающихся (по РФ - 40). В 9 сельских школах установлены и функционируют системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам.
За 4 года привлечено дополнительно федеральных и внебюджетных материальных и денежных ресурсов через целевые программы и проекты около 250 млн. рублей.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов.
В 9 из 21 муниципального образования сохраняется очередность на услуги дошкольных образовательных учреждений.
Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях и обучающихся учреждений начального профессионального образования ниже, чем в среднем по области.
Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.
Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживаются недостаточным ресурсным обеспечением. Не снижаются темпы ветшания материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.