Производственно-финансовые показатели работы
береговых рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области
в 2000-2004 годах
Наименование показателя | Ед. изм. | Годы | ||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
Всего поставлено в Мурманск рыбного сырца и полуфабриката рыбодобывающими предприятиями |
|
|
|
|
|
|
Переработано сырья на береговых предприятиях, в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
- по сблокированным (специальным) квотам |
|
|
|
|
|
|
Произведено товарной рыбной продукции | тонн | 14 149 | 20 973 | 33 670 | 38 828 | 35 608 |
Произведено промышленной продукции, | млн. руб. | 431,2 | 611,7 | 1076,6 | 1426,4 | 1 552,0 |
Уплачено всего налоговых платежей и сборов в бюджетную систему РФ | млн. руб. |
|
|
|
|
|
Инвестиции, в т.ч.: | млн. руб. | 36,2 | 47,3 | 202,3 | 216,9 | 187,5 |
- собственных средств | 27,3 | 39,0 | 119,9 | 73,2 | 51,2 |
Как видно из таблицы 1, определенная поддержка Правительством Мурманской области путем выделения береговым предприятиям рыбного сырья по сблокированным и специальным квотам (2000 - 2003 годы) помогла сохранить стабильность производства и даже частично увеличить за счет этого общие объемы переработанного сырья с 21263 тонн в 2000 году до 47250 тонн в 2003 году. Значительно увеличились инвестиционные вложения в развитие предприятий как за счет собственных средств, так и привлеченных кредитов.
В 2004 году береговые предприятия области работали нестабильно: производство готовой рыбной продукции (по сравнению с прошлым годом) снизилось более чем на три тысячи тонн, сократилось количество работающих с 2504 человек в 2003 году до 2207 человек в 2005 году (по состоянию на 01.01.05).
Одной из причин начавшегося снижения объемов производства в береговом рыбоперерабатывающем комплексе Мурманской области является уменьшение объемов закупки предприятиями сырья ввиду дефицита финансовых средств на его приобретение, а также отсутствие денег на модернизацию производства, переход на новые перспективные технологии.
С одной стороны, предприятия находятся в полной зависимости от цен на рыбное сырье, формируемых спросом на рынке, с другой стороны, не в состоянии приобретать импортное сырье из-за ряда административных барьеров, а также высокой его стоимости. Кроме того, в соответствии с определенными нормативными документами с 2004 года отменены сблокированные квоты, ввиду уменьшения запасов введен запрет на промысел мойвы - самого массового и дешевого для рыбопереработки сырьевого ресурса.
К тому же в 2004 году не велся в полном объеме промысел сайки, которой в прошлые годы добывалось более 30 тыс. тонн, и вся она поступала на внутренний рынок, и большая часть перерабатывалась на береговых рыбзаводах.
В этой связи требуется принятие дополнительных мер для оптимального обеспечения сырьем рыбоперерабатывающих предприятий и на этой основе наращивания объемов производства.
Наиболее реальный путь решения этой проблемы - осуществление финансовой поддержки береговой рыбопереработки из средств областного бюджета: субсидирование банковских процентных ставок по кредитам на приобретение оборотных средств и вспомогательных материалов.
Кроме того, необходимо осуществить ряд организационных мер, в частности определить на побережье Мурманской области конкретные пункты для выгрузки водных биоресурсов, доставленных судами с промысла; организовать торговые электронные биржи по продаже рыбы и рыбопродукции. Следует также разработать и ввести в действие нормативные акты, способствующие увеличению поставок сырья для переработки в береговых условиях за счет прибрежного промысла и промысла в российской 200-мильной зоне Баренцева моря.
На этой основе разработана региональная целевая программа "Развитие береговой рыбопереработки в Мурманской области". Срок действия Программы - 2006-2008 годы.
Одним из обязательных условий участия предприятий в Программе является осуществление переработки рыбы и иных объектов водных биоресурсов, при условии, что доход от указанного вида деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы доходов организаций, и что предприятия берут на себя обязательства по прозрачности своей деятельности на основе существующих законов и норм, активно участвуют в осуществлении Программы и ее мониторинге. Таких предприятий определилось 22 (таблица 2), в числе которых 17 предприятий являются субъектами малого предпринимательства.