Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.), в которых туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует мировой опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного потенциала, которое невозможно без использования программно-целевых методов.
В настоящее время Мурманская область имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Всего в отрасли (включая туристские фирмы и гостиничный бизнес) занято около 2,5 тыс. человек. Наиболее ценным природным ресурсом области, выгодно отличающим ее туристско-рекреационный потенциал от потенциалов других регионов Европы, является разветвленная озерно-речная система. Реки, озера и прибрежные воды Баренцева и Белого морей богаты рыбой. В водах Белого и Баренцева морей живут тюлень, нерпа, лахтак и другие морские животные. На территории области обитают 60 видов млекопитающих и около 200 видов птиц. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами, морские скалы - далеко не полный перечень привлекательных для туристов достопримечательных природных объектов. В Мурманской области находится большое количество природных парков и заповедников. Историко-культурный потенциал Мурманской области определяется ее ролью в освоении богатств Крайнего Севера в период 16 - 20 веков, защитой северных рубежей России. Сохранилось более 100 различных историко-архитектурных и историко-технических памятников, которые могут быть использованы как объекты туристского показа. В области имеется также 24 музея и выставочных зала. Этнографический потенциал области определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, поморы, саамы), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. В центральных районах области сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру саамов.
Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в Мурманской области существуют более 65 фирм, которые занимаются приемом и отправкой туристов, организуют разработку турпродуктов. Основу инфраструктуры туристской отрасли составляют коллективные средства размещения (КСР): 56 КСР гостиничного типа и 49 КСР специализированного типа, в том числе 2 санатория, 8 санаториев-профилакториев и 12 турбаз. Места размещения туризма характеризуются высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных объектов размещений и недостаточной развитостью важнейших элементов туристской инфраструктуры. Около 73% учреждений размещения туристов не имеют категории, 40% - не имеют собственных предприятий питания, 51% - не имеют спортивных комплексов и сооружений, а наличие таких элементарных и необходимых удобств, как горячая вода, душ и туалет в номере имеет только 77% средств размещения. Около половины объектов проживания нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции.
Наибольший удельный вес среди российских туристов имеют жители Мурманской области, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской области, Московской области и Москвы.
В последние годы в отрасли наметились как положительные тенденции, например, увеличение в течение 4-х последних лет числа приезжающих иностранцев, так и определенные кризисные явления, в частности, можно говорить о сокращении числа лиц, пользующихся услугами КСР.
Таблица. Численность приезжих, воспользовавшихся услугами КСР (тыс. чел.)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего в КСР | 219,0 | 251,3 | 220,3 | 242,6 | 211,5 | 204,3 |
В том числе в предприятиях гостиничного типа | 163,1 | 190,1 | 165,2 | 172,2 | 143,0 | 138,4 |
Прочие КСР общего типа | 4,3 | 4,8 | 8,7 | 12,2 | 10,2 | 14,6 |
в санаториях (в т.ч. в санаториях для детей) | 2,5 | 3,2 | 4,4 | 6,8 | 6,2 | 6,3 |
в санаториях-профилакториях | 14,2 | 15,6 | 15,8 | 14,2 | 12,8 | 11,1 |
на базах отдыха | 29,1 | 32,4 | 35,3 | 32,3 | 33,3 | 35,3 |
на туристских базах | 5,7 | 5,3 | 4,9 | 4,8 | 6,0 | 5,2 |
Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках региональной целевой программы, так и специфические региональные проблемы. К проблемам внешнего характера следует отнести: недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики на федеральном уровне (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.); “антирекламу” России в зарубежных средствах массовой информации как объекта туристской привлекательности (преступность, терроризм, слабая инфраструктура, авторитаризм, недостатки в обслуживании и т.п.); длительность сроков получения виз для иностранных граждан; значительность занятой закрытыми объектами территории. К проблемам, которые могут быть решены на внутрирегиональном уровне, следует отнести:
- дефицит информации о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, большой износ КСР;
- недостаточная квалификация персонала КСР и туроператоров;
- незначительность инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаточное внимание к поддержанию исторических, культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории области, и возможности их использования в качестве основы турпродуктов.
Решение вышеперечисленных проблем может быть осуществлено с помощью программно-целевых методов.