Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" (с изменениями на 16 сентября 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 24.07.2014 N 391-ПП)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Существенные доходы от туризма получают как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.), в которых туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Как свидетельствует мировой опыт, правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики. Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного потенциала, которое невозможно без использования программно-целевых методов.

В настоящее время Мурманская область имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, и существуют достаточно веские предпосылки для его развития. Всего в отрасли (включая туристские фирмы и гостиничный бизнес) занято около 2,5 тыс. человек. Наиболее ценным природным ресурсом области, выгодно отличающим ее туристско-рекреационный потенциал от потенциалов других регионов Европы, является разветвленная озерно-речная система. Реки, озера и прибрежные воды Баренцева и Белого морей богаты рыбой. В водах Белого и Баренцева морей живут тюлень, нерпа, лахтак и другие морские животные. На территории области обитают 60 видов млекопитающих и около 200 видов птиц. Во многом уникальны и природные ландшафты, сочетающие тундру, лесотундру и северную тайгу с сопками и гранитными скалами, морские скалы - далеко не полный перечень привлекательных для туристов достопримечательных природных объектов. В Мурманской области находится большое количество природных парков и заповедников. Историко-культурный потенциал Мурманской области определяется ее ролью в освоении богатств Крайнего Севера в период 16 - 20 веков, защитой северных рубежей России. Сохранилось более 100 различных историко-архитектурных и историко-технических памятников, которые могут быть использованы как объекты туристского показа. В области имеется также 24 музея и выставочных зала. Этнографический потенциал области определяется проживанием на его территории народов разных культур (русские, поморы, саамы), часть из которых до сих пор сохранила разнообразные черты своего быта. В центральных районах области сохранились народные промыслы, отражающие самобытную культуру саамов.

Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, однако пока его величина незначительна, что во многом определяется состоянием отрасли. В настоящее время в Мурманской области существуют более 65 фирм, которые занимаются приемом и отправкой туристов, организуют разработку турпродуктов. Основу инфраструктуры туристской отрасли составляют коллективные средства размещения (КСР): 56 КСР гостиничного типа и 49 КСР специализированного типа, в том числе 2 санатория, 8 санаториев-профилакториев и 12 турбаз. Места размещения туризма характеризуются высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных объектов размещений и недостаточной развитостью важнейших элементов туристской инфраструктуры. Около 73% учреждений размещения туристов не имеют категории, 40% - не имеют собственных предприятий питания, 51% - не имеют спортивных комплексов и сооружений, а наличие таких элементарных и необходимых удобств, как горячая вода, душ и туалет в номере имеет только 77% средств размещения. Около половины объектов проживания нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции.

Наибольший удельный вес среди российских туристов имеют жители Мурманской области, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской области, Московской области и Москвы.

В последние годы в отрасли наметились как положительные тенденции, например, увеличение в течение 4-х последних лет числа приезжающих иностранцев, так и определенные кризисные явления, в частности, можно говорить о сокращении числа лиц, пользующихся услугами КСР.

Таблица. Численность приезжих, воспользовавшихся услугами КСР (тыс. чел.)

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Всего в КСР

219,0

251,3

220,3

242,6

211,5

204,3

В том числе в предприятиях гостиничного типа

163,1

190,1

165,2

172,2

143,0

138,4

Прочие КСР общего типа

4,3

4,8

8,7

12,2

10,2

14,6

в санаториях (в т.ч. в санаториях для детей)

2,5

3,2

4,4

6,8

6,2

6,3

в санаториях-профилакториях

14,2

15,6

15,8

14,2

12,8

11,1

на базах отдыха

29,1

32,4

35,3

32,3

33,3

35,3

на туристских базах

5,7

5,3

4,9

4,8

6,0

5,2


Развитию отрасли препятствуют как внешние проблемы, решение которых невозможно в рамках региональной целевой программы, так и специфические региональные проблемы. К проблемам внешнего характера следует отнести: недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики на федеральном уровне (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.); “антирекламу” России в зарубежных средствах массовой информации как объекта туристской привлекательности (преступность, терроризм, слабая инфраструктура, авторитаризм, недостатки в обслуживании и т.п.); длительность сроков получения виз для иностранных граждан; значительность занятой закрытыми объектами территории. К проблемам, которые могут быть решены на внутрирегиональном уровне, следует отнести:

- дефицит информации о туристских ресурсах региона у российских и зарубежных интересантов (туроператоров, потенциальных инвесторов, граждан);

- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на международном и российском рынках;

- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;

- недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, большой износ КСР;

- недостаточная квалификация персонала КСР и туроператоров;

- незначительность инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;

- недостаточное внимание к поддержанию исторических, культурных и природно-климатических ценностей, находящихся на территории области, и возможности их использования в качестве основы турпродуктов.

Решение вышеперечисленных проблем может быть осуществлено с помощью программно-целевых методов.