ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2005 года N 323-ПП
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" НА 2005-2006 ГОДЫ
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2005 N 149-ПП "О разработке региональной целевой программы "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы (далее - Программа).
2. Управлению внутренних дел Мурманской области (Федотов В.П.) информировать Правительство Мурманской области в сроки до 10 февраля 2006 года и 10 февраля 2007 года о ходе и результатах выполнения Программы.
3. Рекомендовать руководителям исполнительных органов государственной власти Мурманской области оказывать содействие управлению внутренних дел Мурманской области в реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области Субботина С.А.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
Региональная целевая программа "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы г. Мурманск 2005 г.
Наименование | - | региональная целевая программа "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы |
Основание | - | |
Государственный заказчик Программы | - | Управление внутренних дел Мурманской области |
Основные разработчики и исполнители Программы | - | Управление внутренних дел Мурманской области (далее - УВД); |
Цели и задачи | - | создание системы регулирования миграционных процессов, обеспечение соответствия их параметров стратегии устойчивого социально-экономического и демографического развития области; |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 1 этап - 2005 год |
Прогнозируемые источники финансирования Программы | - | средства федерального бюджета - за счет источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | повышение устойчивости и эффективности контроля за миграционной ситуацией; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств |
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Региональная целевая программа "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 18 апреля 2005 года N 149-ПП "О разработке региональной целевой программы "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005-2006 годы.
Необходимость ее подготовки вызвана тем, что миграционные процессы в последнее время стали носить масштабный характер и играть исключительно важную роль, как в социально-экономической, так и в общественно-политической жизни региона. Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации приобрело важнейшее направление государственной политики.
Мурманская область - это один из регионов Европейского Севера, выделяющийся своей важной многоплановой ролью в экономике Российской Федерации.
Позитив в социально-экономическом развитии региона в последние годы создает предпосылки для экономического роста и дальнейшего повышения уровня жизни населения. Это обстоятельство стимулирует приток мигрантов.
Анализ миграционной ситуации, складывающейся на территории Мурманской области, свидетельствует о наметившейся динамике прибытия иностранных граждан. Ежегодно в область при существующем оттоке населения с различными целями въезжают более 18 тысяч человек. Сохраняется тенденция увеличения количества иностранных граждан, въезжающих в наш регион в поисках работы.
В условиях существующего оттока населения из региона, прибытие мигрантов в определенной степени позволит восполнить трудовой потенциал. Создание благоприятных условий миграционному притоку квалифицированной рабочей силы даст дополнительные возможности развитию секторов экономики в городах и районах области (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.).
В то же время, отсутствие контроля за миграционными потоками ведет к стихийному росту населения и ухудшению криминогенной обстановки, усилению социальной напряженности, к распылению и снижению эффективности использования финансовых средств, предназначенных для решения социальных проблем из-за необходимости их выделения из регионального бюджета для обустройства мигрантов.
На фоне позитивных тенденций миграционных процессов все более актуальной становится проблема незаконной трудовой деятельности иностранных граждан, прибывающих преимущественно из государств - стран бывшего СССР. Их трудовая деятельность осуществляется вне рамок трудового найма и вне разрешительного порядка. Эта категория иностранцев оказывает существенное влияние на рынок труда.
Такая форма незаконной иммиграции препятствует созданию равных условий для рыночной конкуренции. Многие нелегалы работают в теневом секторе экономики. В связи с этим увеличиваются потери бюджетов из-за недополучения платы за использование иностранной рабочей силы, происходит уклонение от уплаты налогов и отчислений в фонды социального страхования.
В результате массового притока в область избыточной неконтролируемой рабочей силы нарушается регулирование рынка труда, понижается мотивация работодателей к применению трудосберегающих технологий. Создаются условия для социальной и национальной напряженности.
Настоятельно назрела необходимость легализации трудовой миграции, расширения возможностей региона эффективно управлять этим важным с социально-экономической точки зрения процессом, и, как следствие, - привлечения в федеральный и местные бюджеты области финансовых средств.
Угрозу социально-экономическому развитию области, состоянию общественной безопасности представляет также вероятность вовлечения мигрантов в противоправную деятельность, создания криминальных этнических группировок и монополизации ими отдельных секторов экономики, расширения наркобизнеса.
Возникла острая потребность в ближайшей перспективе придать миграционным процессам в Мурманской области роль позитивного фактора в развитии экономики, демографической ситуации и безопасности региона.
Учитывая актуальность и злободневность изложенного, придаваемую важность вопросам миграции на федеральном уровне, требуется комплексный подход и координация действий в решении вопросов миграции. Это обуславливает необходимость применения программного подхода.
Настоящая Программа подготовлена на основе предложений, поступивших из органов исполнительной власти, правоохранительных органов, а также из иных заинтересованных учреждений и ведомств Мурманской области. В Программу включены положения принципиального характера, требующие принятия межведомственных решений, в том числе на уровне Правительства области.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является создание системы регулирования миграционных процессов, соответствие их параметров интересам устойчивого социально-экономического развития области.
Такая комплексная программа позволит объединить усилия органов власти, ведомств, в том числе правоохранительной системы, органов власти местного самоуправления в решении вопросов миграции, обеспечить целенаправленную комплексную реализацию миграционной политики государства на всей территории области, независимо от специфики отдельных ее городов и районов.
Приоритетные направления программы:
1. Расширение и повышение устойчивости контроля за развитием миграционной обстановки в регионе.
Основными задачами по данному направлению являются:
- организация мониторинга миграционного движения населения в Мурманской области;
- совершенствование системы регистрации иностранных граждан, прибывающих на территорию области, борьба с незаконной миграцией;
- совершенствование контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы.
2. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в интересах социально-экономического и демографического развития области.
Основными задачами по данному направлению являются:
- постепенное замещение иностранной рабочей силы, привлекаемой в Мурманскую область, работниками из регионов России, и, в первую очередь, из числа жителей Мурманской области;
- сдерживание экономическими и организационными методами развития предприятий экстенсивного типа, применяющих устаревшие формы организации труда с привлечением необоснованно больших объемов низкооплачиваемого, неквалифицированного труда мигрантов;
- сокращение эмиграционного оттока научно-технического и творческого потенциала, направленного за пределы России с целью выезда за рубеж на постоянное место жительства.
3. Предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний у мигрантов.
Основными задачами по данному направлению являются:
- организация централизованной системы медицинского освидетельствования всех подлежащих учету категорий мигрантов;
- осуществление надзора за санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и проживания мигрантов, условиями труда трудовых мигрантов, своевременностью и полнотой проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров;
- развитие медицинского страхования иностранной рабочей силы.
4. Обеспечение социально-бытовых условий пребывания мигрантов.
Основными задачами по данному направлению являются:
- содействие в оказании социальной поддержки беженцам и вынужденным переселенцам, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- участие в реализации федеральных программ и мероприятий расселения беженцев и вынужденных переселенцев, зарегистрированных в Мурманской области;
- усиление контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям реализации миграционной политики государства на территории Мурманской области:
1. Мероприятия по созданию информационной системы.
Целью мероприятий данного раздела является повышение ответственности органов исполнительной власти всех уровней, организаций и ведомств за состояние миграционной обстановки в области.
Выполнение мероприятий позволит:
- повысить координирующую роль местных органов власти в решении вопросов миграции на подведомственной территории;
- сформировать общественное мнение, способствующее эффективной реализации политики государства в области регулирования миграционных процессов путем информирования населения через средства массовой информации;
- наладить взаимодействие с общественными формированиями и организациями, сформированными по национальному признаку.
2. Мероприятия по систематизированию межведомственных отношений в сфере контроля за развитием миграционной обстановки.
Основная цель этого раздела заключается в создании эффективной системы взаимодействия, оптимизации форм, методов и средств реализации миграционной политики государства на территории области на межведомственном уровне.
Выполнение мероприятий позволит:
- исходя из принципиальных положений международного и внутреннего права, ведомственных документов, выработать и реализовать межведомственные соглашения о порядке взаимодействия в решении вопросов миграции;
- организовать оперативный учет изменений в миграционной обстановке, на основе анализа которого вырабатывать новые подходы к регулированию миграции на территории области;
- на основе совместного обсуждения проблем, возникающих в процессе реализации миграционной политики государства на территории городов и районов области, вырабатывать единый подход к их решению.
3. Мероприятия в сфере внешней и межрегиональной миграции.
Основная цель заключается в реализации основных положений государственной политики регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
Выполнение мероприятий позволит:
- усилить ответственность руководителей ведомств и учреждений всех уровней за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
- реализовать комплекс мероприятий по недопущению проникновения и распространения на территории области инфекционных и паразитивных заболеваний;