РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"Совершенствование бюджетного процесса,
территориального планирования и управления
в Мурманской области на 2005-2007 годы"
Наименование программы | "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения | постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"; |
Государственный заказчик -координатор | департамент экономического развития Мурманской области |
Государственные заказчики | департамент экономического развития Мурманской области, |
Основные разработчики программы | департамент экономического развития Мурманской области, |
Цели задачи программы | повышение качества государственного управления и эффективности использования бюджетных средств на основе внедрения передового опыта, современных информационных и коммуникационных технологий в прогнозировании, территориальном управлении, бюджетном планировании, управлении государственными закупками и арендными отношениями. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - уменьшение количества времени необходимого для работы, улучшение эффективности труда; |
Сроки и этапы реализации | 2005-2007 годы |
Объемы и источники финансирования | общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 42836 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | - автоматизация и переход на высокоэффективные технологии расчётов и подготовки прогнозов социально-экономического развития, бюджета, управления государственными закупками; |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Разработка и реализация региональной целевой программы "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы" обусловлены проведением в стране административной и бюджетной реформы, принятием и реализацией Стратегии экономического развития области до 2015 года, программы социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период.
Для осуществления социально-экономических задач, поддержания и использования конкурентных преимуществ в развитии области требуется качественно иной уровень управления, основанный, прежде всего на широком использовании отечественного и зарубежного опыта, внедрении и применении новых информационных и коммуникационных технологий. От исполнительных органов государственной власти Мурманской области требуется более активно использовать современные механизмы налоговой и бюджетной политики, обеспечивать системную увязку интересов населения, власти и субъектов хозяйственной деятельности, преодолевать существующие и потенциальные противоречия, и таким способом повышать эффективность и качество государственного управления.
Основой для принятия управленческих решений и формирования консолидированного бюджета области являются данные прогноза социально-экономического развития области, разрабатываемые департаментом экономического развития Мурманской области. Прогнозные показатели используются также Управлением Федеральной налоговой службы России по Мурманской области, Отделением Пенсионного фонда РФ по Мурманской области, муниципальными образованиями, другими организациями и предприятиями всех форм собственности. В тоже время в прогнозировании, мониторинге и анализе социально-экономического развития не используются современные программные средства и информационные технологии, что не позволяет обеспечить многовариантность и оперативность расчетов, своевременно вносить корректировки при изменениях в базовых сценарных условиях развития российской экономики, в статистической и иной информации. Лежащая в основе прогнозных расчетов методология фрагментарна и не позволяет получить системное представление об экономических процессах, слабо обеспечивается взаимоувязка макроэкономических, отраслевых и территориальных показателей развития экономики и социальной сферы. Из-за ограниченности информационных возможностей значительная часть прогнозных параметров не учитывается при выработке и принятии решений.
Отсутствие комплексного подхода к территориальному управлению области, включая акваторию и прибрежные зоны, приводит к недоиспользованию богатого природно-ресурсного потенциала, и в будущем может привести к нерациональному размещению инфраструктуры и новых производственных объектов на территории области, снижению эффективности работы транспортного комплекса, возникновению социальных и экологических проблем. Накопленный за рубежом опыт преодоления подобных проблем основан на методологии комплексного управления, которая представляет собой систему конструктивных решений и действий экономико-правового, пространственно-организационного и экологического характера, направленных на гармонизацию (в условиях рыночного хозяйства) многочисленных, часто противоречивых интересов хозяйствующих субъектов, федеральных, региональных и местных органов власти, населения. Разработка модели (схемы) комплексного управления развитием отдельных территорий области, включая прибрежную зону Баренцевоморского побережья и прилегающих морских пространств, позволит на основе анализа ресурсных и производственных возможностей найти пути решения этих проблем.
В динамично меняющейся ситуации на мировом сырьевом рынке, участниками которого являются крупнейшие налогоплательщики области, необходимо использование многовариантного прогнозирования основных социально-экономических показателей и вытекающей отсюда бюджетной политики. В процессе административной реформы изменились полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, количество органов местного самоуправления в Мурманской области возросло с 24 до 42. В 2006 году в ведение области войдут вопросы финансирования ЗАТО. В условиях недостаточности финансовой базы для поддержки на должном уровне социальной сферы и несоответствия качества бюджетных услуг постоянно повышающимся требованиям населения, в межбюджетных отношениях возникают конфликтные ситуации, обостряющиеся неизбежными пересмотрами доходной и расходной части бюджета в течение налогового периода и на трехгодичный цикл бюджетного планирования. Отсутствует эффективная система стимулирования субъектов бюджетного процесса. Управление бюджетом сводится главным образом к управлению бюджетными затратами и контролю соответствия фактических и плановых показателей.
Происходит существенное увеличение нагрузки на персонал исполнительных органов государственной власти Мурманской области при социальном и экономическом прогнозировании и планировании, осуществлении бюджетной политики, разработке и исполнении бюджета. Отсутствие современных программных и технических средств не позволяет обеспечить высокое качество разработки проекта бюджета в условиях реформирования региональных финансов и межбюджетных отношений.
Не обеспечивает в полной мере оптимизацию бюджетных расходов и эффективный контроль за расходованием бюджетных средств существующая система управления закупками для государственных нужд Мурманской области. Оставляет желать лучшего открытость и прозрачность закупочных процедур и условия для предупреждения коррупции в этой сфере. Общая стоимость 16583 закупок для государственных нужд, осуществленных государственными заказчиками области в 2003 году, составила 2.2 млрд.рублей, в том числе: 0.6 процента составили конкурсные закупки, 66.4% - закупки способом запроса котировок цен, 33% - у единственного источника. Из 168 контрактов на выполнение подрядных работ для нужд области лишь каждый четвёртый заключён в результате проведения открытого конкурса. Большинство данных по расчёту заявок госзаказчиков, формированию перечня потребностей области, структурированию государственных нужд, составлению госзаказа и реестров закупок вводятся вручную, что ведёт к непроизводительным затратам времени.
Возникают проблемы при формировании предложений в прогноз поступления доходов на год и перспективу от земельных и других неналоговых платежей, администрирование которых возложено на департамент имущественных отношений. Разработка программного обеспечения в рамках общих стандартов бюджетного учета и отчетности и его внедрение даст возможность организовать эффективный управленческий учет и автоматизировать учет земельных платежей, позволит повысить прозрачность операций и дать информацию о финансовых последствиях принимаемых решений. Организация эффективного автоматизированного управленческого учета при администрировании земельных платежей может дать повышение доходов от использования земель и имущества, находящихся в собственности Мурманской области, на 15-20%.
Существующая система информационно-коммуникационного обеспечения управления не обеспечивает эффективную организацию совместной работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления Мурманской области, предприятий и организаций области при прогнозировании, управлении госзакупками и земельными платежами, составлении бюджета и контроля на всех стадиях его разработки и исполнения.
Решение вышеназванных проблем при разработке бюджетов, прогнозов и программ социально-экономического развития, в территориальном планировании и управлении требует скоординированных действий исполнительных органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления и возможно только на основе программно-целевых методов.
2. Основные цели и задачи программы
Главной целью Программы является повышение качества государственного управления и эффективности использования бюджетных средств на основе внедрения передового опыта, современных информационных и коммуникационных технологий в прогнозировании, территориальном управлении, бюджетном планировании, управлении государственными закупками и арендными отношениями.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- внедрение автоматизированных информационных (информационно-аналитических) систем управления:
- в прогнозировании (ИАС - Прогноз/Регион),
- в бюджетном процессе (АСП - Бюджет),
- при осуществлении закупок для государственных нужд (АИС - Госзакупки),
- при администрировании неналоговых платежей (АИС - Неналоговые платежи);
- повышение качества мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономическим развитием области;