Недействующий

О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года

5. Механизмы реализации региональной научно-технической и инновационной политики

5.1. Концентрация на приоритетных направлениях


С целью концентрации ресурсов на важнейших направлениях социального и экономического развития Правительством Мурманской области устанавливаются приоритетные направления научно-технической деятельности. Основаниями для установления приоритетов являются:

перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечень критических технологий Российской Федерации;

предложения научной общественности Мурманской области;

данные инновационного прогноза (в части организации выпуска конкурентной наукоемкой продукции);

направления программ социально-экономического развития и результаты их исполнения, а также другая информация о потребностях экономики Мурманской области.

В прогнозах и программах развития делается оценка ресурсных возможностей Мурманской области, опыта реализации научно-технической и инновационной политики других регионов России и экономически развитых стран. При рассмотрении предложений учитывается наличие научно-технической и промышленной базы для их реализации, наличие финансовых или иных ресурсных ограничений. При установлении региональных приоритетов научно-технической деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).

Приоритеты оформляются документально в региональной научно-технической программе, либо в разделе региональной программы социально-экономического развития. Утверждение региональных приоритетов является основанием для финансовой поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет бюджетных средств Мурманской области, для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на применение других мер государственной поддержки, включая меры протекционизма.

5.2. Развитие кадрового потенциала  


Воспроизводство научных и инженерных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научно-технического потенциала Мурманской области. Система подготовки кадров должна быть согласована с потребностями и приоритетами развития научно-технической сферы. Дальнейшее развитие системы подготовки кадров для научно-технической и инновационной сферы не может опираться исключительно на ВУЗовский потенциал. Большое внимание следует уделить подготовке научных кадров высшей квалификации в аспирантурах и докторантурах. К числу первоочередных задач относится создание специализированных учебных центров на базе МГТУ и КНЦ РАН по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента. Комплексное решение проблемы кадров для инновационного развития требует также организации переподготовки кадров специалистов, с учетом требований развивающейся экономики. Нужны новые интеграционные формы, объединяющие возможности научных, производственных и образовательных структур для подготовки кадров, а также для использования и наращивания существующей материально-технической базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Для решения задач, связанных с подготовкой кадров высшей квалификации по инновационным направлениям развития экономики и социальной сферы Северо-запада России, целесообразно создание в г. Апатиты Арктического университета на базе Кольского научного центра РАН и филиалов государственных учреждений высшего профессионального образования, интегрированных в КНЦ РАН.

Целесообразно проводить региональные конкурсы "Инженер года" и "Лучший изобретатель". В целях выявления и подготовки к творческой работе одаренной молодежи следует возродить практику создания научных обществ учащихся и студентов, разветвленной системы конкурсов научных проектов, олимпиад, организации научно-популярных лекций ведущих ученых Мурманской области для учителей и школьников.

5.3. Развитие информационного обеспечения  


Информационное обеспечение научной деятельности является важным аспектом дальнейшей интеграции Мурманской области в мировую систему разделения труда в сфере науки и техники и возрастания ее роли в решении проблем современной цивилизации. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой, а также должно повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов Мурманской области.

При реализации региональной научно-технической политики Мурманской области должно быть уделено внимание созданию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и поддержке новых форм научной деятельности, предусматривающих использование современных информационных технологий: электронные журналы и библиотеки, ярмарки и биржи интеллектуальной собственности, телеконференции и т.д. Телекоммуникационная инфраструктура должна представлять возможности дистанционного доступа к составляющим ее базам, банкам данных и другим информационным ресурсам на различных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Потребители должны иметь возможность получать информацию о рынке научных услуг, рынке инновационных продуктов и проектов, о потребностях региональной экономики. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок.

Работа по развитию информационно-телекоммуникационной системы Мурманской области будет осуществляться в рамках выполнения федеральных целевых программ "Электронная Россия (2002-2010 годы)", "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", а также в соответствии с мероприятиями, осуществляемыми ведущими в этой сфере организациями Мурманской области: КНЦ РАН, МГТУ, Мурманский ЦНТИ, ЗАО "Net SL", телекоммуникационными компаниями.     

5.4 Финансово-экономическое обеспечение научно-технической
и инновационной деятельности  


Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется за счет государственных и рыночных источников. Задача органов власти Мурманской области состоит в совершенствовании механизма государственных закупок научно-технических услуг, в стимулировании платежеспособного спроса научных услуг, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационную деятельность, создании региональных и межрегиональных специализированных организаций, предоставляющих финансовые ресурсы. Необходимо в законодательном порядке обеспечить финансирование из областного бюджета Мурманской области расходов на выполнение высокоэффективных научных исследований и разработок, развитие инновационной инфраструктуры. Система государственного финансирования научно-исследовательских разработок и расходования организациями выделенных ассигнований должна быть "прозрачной" для того чтобы исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования бюджетных средств.

Финансирование за счет областного бюджета Мурманской области проектов фундаментальных исследований предполагается осуществлять в рамках региональных целевых программ, в том числе на долевых началах с Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, другими специализированными фондами. При этом следует обеспечить максимальную объективность при проведении конкурсных отборов проектов и их экспертизе.

Государственная финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности предполагает использование следующих методов:

предоставление целевых субвенций на погашение налоговых льгот инновационным организациям;

компенсации процентной ставки банковских кредитов, полученных для реализации инновационных проектов;

предоставление целевых бюджетных средств специализированным региональным фондам развития для использования на выдачу инновационным организациям кредитов на льготных условиях;

принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов материальной инфраструктуры, используемой организациями инновационной инфраструктуры (содержание помещений, коммунальные расходы, услуги электронной связи, приобретение права пользования платными информационными ресурсами);

государственный заказ на организацию участия и проведение презентаций разработок и технологий научных организаций и учреждений Мурманской области на международных, межрегиональных выставках и ярмарках.

Для проектов прикладной науки Мурманской области большое значение будут иметь Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд технологического развития, формируемые в РФ межрегиональные и отраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывают возможности формирования системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов. В ближайшие годы необходимо создать региональный венчурный фонд, учредителями которого могли бы стать крупнейшие предприятия, государственные организации, органы местного самоуправления Мурманской области.