Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства
(в хозяйствах всех категорий), в натуральном выражении
Ед. измерения | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Картофель | тыс. тонн | 29.1 | 29.5 | 26.8 | 22.2 |
Овощи | тыс. тонн | 5.3 | 4.2 | 4.1 | 4.2 |
Скот и птица | тыс. тонн | 9.9 | 10.2 | 10.3 | 8.7 |
Молоко | тыс. тонн | 27 | 27.5 | 27.8 | 25.6 |
Яйца | млн. штук | 172.8 | 160.4 | 129.6 | 140.3 |
Сельскохозяйственными предприятиями области достигнута высокая продуктивность коров. В СХПК "Полярная звезда", ГОУСП "Тулома", агрокомплексе "Ковдорский" и подхозе СРЗ "Нерпа" продуктивность коров в 2003 году превысила 7000 кг молока в год, а в целом по области она составила 5644 кг (Россия - 2825 кг).
Транспорт
Мурманская область располагает достаточно развитой транспортной системой, представленной всеми видами транспорта, за исключением магистрального трубопроводного. Удельный вес услуг транспорта в ВРП возрос с 9.2 процента в 2000 году до 12.2 процента в 2003 году.
В 2000-2003 годах осуществлены крупные мероприятия по повышению эффективности и конкурентоспособности Мурманского транспортного узла. Реконструкция Мурманского торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением до 200 тыс. тонн. Такими возможностями не располагает больше ни один порт в европейской части России. Введены в строй новые перегрузочные комплексы минеральных удобрений, апатитового концентрата и глинозема, нефтетерминалы. Морской администрацией порта Мурманск проведена большая работа по созданию объектов систем безопасности мореплавания на уровне последних технических достижений и с учетом перспектив развития морской транспортной инфраструктуры региона, обеспечения их интеграции с системами наблюдения и контроля других флотов РФ. Ежегодно растет число судозаходов в Мурманский порт.
В портах области в 2003 году переработано почти 18 млн. тонн различных грузов, что на 15 процентов больше, чем в предшествующем году, однако остаются недозагруженными мощности Кандалакшского порта и Мурманского рыбного порта.
Морским транспортом области перевозится до одной трети всех отправляемых грузов. Ключевую роль, особенно в доставке грузов в арктические районы России, играет ОАО "Мурманское морское пароходство", выполняя в последние годы около 70 процентов грузоперевозок на трассах Севморпути. В доверительном управлении пароходства находится атомный ледокольный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию в Арктике. Крупнейшими потребителями услуг пароходства являются Норильский горно-металлургический комбинат и предприятия горнопромышленного комплекса области.
В августе 2000 года в Печорском море ОАО "Мурманское морское пароходство" завершило сооружение уникального арктического подводного терминала Варандея для отгрузки нефти на морские танкеры, через который осуществлено 39 отправок нефти на экспорт общим объемом около 0.715 млн. тонн. С октября 2002 года на акватории Кольского залива пароходством начата реализация схемы рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. За этот период было отправлено на экспорт более 4.11 млн. тонн нефти. Мощность данного рейдового комплекса - до 5.4. млн. тонн в год.
В 2003 году за счет увеличения перевозок нефти на экспорт объем всех перевозимых грузов морским транспортом возрос по сравнению с 2002 годом на 33 процента и составил 8.4 млн. тонн.
Железнодорожный транспорт области, представленный Мурманским отделением - структурным подразделением филиала "Октябрьская железная дорога" ОАО "РЖД" - это 1068 км путей, из них 495 км - электрифицированных, более 50 станций, 20 предприятий, на которых работает около 8 тыс. человек. Почти четверть всей погрузки Октябрьской дороги осуществляется Мурманским отделением.
В 2003 году объем грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, составил 25.6 млн. тонн, что почти на 3 процента больше, чем в 2002 году, грузооборот составил 12.8 млн. т-км, отправлено около 2 млн. пассажиров. В структуре отправления важнейших видов грузов основное место занимают химические и минеральные удобрения - 43.7 процента, железорудный концентрат - 28.6 процента.
Большую роль в пассажирских перевозках региона играет автомобильный транспорт, а в г. Мурманске - и троллейбусный. В настоящее время в регионе действует 153 автобусных маршрута, из них 69 городских, 53 пригородных, 29 междугородных и 2 международных. В 2003 году было перевезено 233 млн. человек.
Протяженность дорог общего пользования области с твердым покрытием составляет 2472 км, из них федеральных автодорог - 537 км, территориальных - 1934 км. По состоянию на 01.01.2004 года на 1000 квадратных километров территории области приходилось 17 км дорог с твердым покрытием при подобном показателе в целом по России - 32 км.
На 1000 человек населения области имеется 2.5 км автодорог, тогда как по России этот показатель равен 3.7 км. По данным облкомстата, из 135 сельских населенных пунктов 39 не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с автодорогами общего пользования и, соответственно, надёжных транспортных коммуникаций с областным и районными центрами.
На территории области имеются три пограничных перехода государственной границы с Финляндией и Норвегией. Постоянно действующий переход на автодороге Кола-Верхнетуломск-КПП "Лотта" ("ЛОТТА"), таможенный переход на автодороге Кандалакша-Алакуртти-КПП "Салла" ("САЛЛА") и переход на автодороге Мурманск-Печенга- КПП "Борисоглебск". Автодороги в направлении указанных КПП обеспечивают осуществление региональных и международных перевозок. Средняя интенсивность движения автотранспорта составляет: по автодороге "ЛОТТА" - 970 ед., по автодороге "САЛЛА" - 689 ед. и по автодороге "ПЕЧЕНГА" - 1600 ед. в сутки. Тем не менее, автодороги в направлении КПП "ЛОТТА" и "САЛЛА" до настоящего времени не имеют федерального статуса.
В области находятся два крупных аэропорта - ОАО "Аэропорт "Мурманск" и ОАО "Аэропорт" (Кировск/Апатиты). Аэропорт "Мурманск" является единственным открытым для выполнения международных полетов. Через него проходят международные линии: Мурманск - Киркенес, Мурманск - Тромсе (Норвегия), Мурманск-Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция).
Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользования приведены в таблице 1.23.
Таблица 1.23.
2000 | 2001 | 2002 |
| ||||
Перевезено грузов, всего, тыс.тонн | 32554.9 | 32160.3 | 32680.4 | 35171.9 | |||
в том числе: | |||||||
железнодорожный | 24660 | 24426 | 24826 | 25637 | |||
автомобильный | 2751.3 | 2172.3 | 1497 | 901.2 | |||
морской | 5050 | 5532.93 | 6324.14 | 8436.4 | |||
воздушный | 0.43 | 0.37 | 0.35 | 0.46 | |||
Перевезено пассажиров - всего, млн. человек | 377.3 | 372.9 | 364.5 | 352.2 | |||
в том числе: | |||||||
железнодорожный | 2.34 | 2.2 | 1.9 | 1.9 | |||
автобусный | 253.2 | 249.2 | 245.6 | 233.4 | |||
таксомоторный | 0.681 | 0.49 | 0.49 | 0.38 | |||
трамвайный | - | - | - | - | |||
троллейбусный | 120.52 | 120.4 | 115.9 | 115.9 | |||
морской | 0.44 | 0.45 | 0.47 | 0.47 | |||
воздушный | 0.12 | 0.13 | 0.14 | 0.15 |
Связь и коммуникации
Область располагает всеми видами электрической и почтовой связи, а также развернутой сетью телерадиовещания.
Общий объем услуг связи, оказанных всеми организациями связи области, в 2003 году составил 2 млрд. рублей, в том числе населению - 1.2 млрд. рублей.