Действующий

О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

Таблица 1.34.


Индексы цен и тарифов (декабрь к декабрю предыдущего года), в %

2000

2001

2002

2003

Индекс потребительских цен (сводный)

121.9

122.6

122.4

113.9

          в том числе:

     на продовольственные товары

115.7

116.5

114.4

112.5

     на непродовольственные товары

120.7

117.1

116.7

112.9

     на платные услуги населению

143.1

152.3

153.3

119

Индексы цен производителей промышленной продукции

123.4

102.8

134.2

123

Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию

124.3

114.9

113.1

111.4

Индекс цен на строительно-монтажные работы

Индекс тарифов на грузовые перевозки (январь-декабрь к январю-декабрю)

127.31

116.23

100.53

110


Жилищно-коммунальное хозяйство


По состоянию на 01 января 2004 года площадь жилищного фонда области составляет 19.7 млн. кв. м., в том числе в городской местности - 92.1 процента, в сельской - 7.9 процента. На долю частного жилищного фонда приходится 54.3 процента площади, муниципального - 41.6 процента, государственного - 4.0 процента, смешанной формы собственности - 0.1 процента. В среднем на одного жителя области приходится 22.3 кв. метра площади жилья. Благоустроенное жилье составляет около 98 процентов от общей площади жилфонда против 74 процентов в среднем по России.

По данным государственного (областного) унитарного предприятия технической инвентаризации, на 01 января 2004 года в ветхом и аварийном состоянии находится 373.6 тыс. кв. метров жилья (1.9 процента жилого фонда).  

Балансовая стоимость основных фондов ЖКХ по состоянию на 01 января 2004 года составляет  101.3 млрд. рублей или 34.7 процента от всей стоимости основных фондов области. Степень износа основных фондов в среднем составляет: по жилищному хозяйству - 22.5 процента, по предприятиям коммунального хозяйства - 67.3 процента. Доля инвестиций в основной капитал организаций ЖКХ в общем объёме инвестиций в экономику области незначительна и имеет тенденцию к снижению: 2000 год - 4.6 процента, 2001 год - 2.5 процента, 2002 год - 2.9 процента,  2003 год - 2.1 процента.

На конец 2003 года теплоснабжение населения и объектов социальной сферы обеспечивают 144 котельных суммарной мощностью 5.8 тыс. Гкал/час, физический износ котельных достигает 73 процентов.

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1498.8 км. В полной замене нуждаются 239 км или 15.9 процента сетей (в 2002 году - 13.1 процента, в 2001 году - 12.6 процента). Потери теплоэнергии в сетях незначительно сократились с 8.7 процента в 2001 году до 8.4 процента в 2003 году. Свыше 20 лет эксплуатируются 61.5 процента сетей, их физический износ сложился от 55 до 87 процентов.

На территории области функционируют 85 водопроводов, отпускающих воду населению и организациям на коммунально-бытовые нужды, одиночное протяжение уличной водопроводной сети составило 774.8 км, в замене нуждается 248.9 км или 32.1 процента (в 2002 году - 28.8 процента, в 2001 году - 29.8 процента). Физический износ водопроводных сетей и сооружений составляет от 45 до 89 процентов, 69.0 процентов сетей эксплуатируется свыше 20 лет. Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных систем приводит к большому количеству потерь воды и авариям. Так, в 2001 году потери составили 15.1 процента от общего объема поданной в сеть воды, в 2002 году - 14.1 процента, в 2003 году - 15.6 процента. За 2001 год в системе водоснабжения области произошло 78 аварий, за 2002 год - 39, за 2003 год - 45.

Централизованный отвод сточных вод из жилых домов, коммунально-бытовых и других организаций осуществляют 94 канализации, одиночное протяжение уличной канализационной сети составляет 519.2 км, в замене нуждается 125 км сетей или 24.1 процента (в 2002 году - 23.2 процента, в 2001 году - 22.7 процента). В течение 2003 года в организациях канализационного хозяйства произошло 12 аварий (на 4 аварии больше, чем в 2002 году). Физический износ сетей и сооружений составляет от 36 до 82 процентов, 79.4 процента уличной канализационной сети эксплуатируется свыше 20 лет.

За 2003 год населению области предъявлено к оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму 4251.6 млн. рублей, фактический сбор жилищно-коммунальных платежей составил 3746.6 млн. рублей, задолженность только за прошедший год - 505 млн. рублей.

Увеличилось количество граждан, нуждающихся в социальной защите. За 2003 год 120.2 тыс. семей начислены субсидии на оплату ЖКУ, что составляет 30.9 процента от общего числа семей (в 2002 году субсидии получали 119.5 тыс. семей или 30.6% от общего числа семей). Сумма начисленных субсидий за 2003 год составила 1006.8 млн. рублей, погашено из бюджетов всех уровней 876.7 млн. рублей, недофинансирование составило 130.1 млн. рублей. В 2003 году средний размер начисленных субсидий составил 697.7 рубля в месяц (в 2002 году - 410.2 рубля).

Число граждан, пользующихся льготами по оплате ЖКУ, в 2003 году составило 222.4 тыс. человек, сумма начисленных льгот - 605 млн. рублей. Возмещено из бюджетов всех уровней 533.9 млн. рублей. Среднемесячный размер льгот в расчете на одного пользователя составил 226.7 рубля (в 2002 году - 106.3 рубля).

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

Минерально-сырьевые ресурсы


В недрах Кольского полуострова находятся крупные месторождения химического, медно-никелевого, железорудного сырья, благородных и редких металлов, редкоземельных элементов. Значительны запасы неметаллорудного и нерудного сырья - вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, амазонита и других. Кольская земля богата хромом, титаном, сырьём для производства строительных материалов и огнеупоров, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Эксплуатируемые и разведанные месторождения полезных ископаемых в среднесрочном периоде будут обеспечивать стабильность производства в горнопромышленном комплексе, во многом определять темпы и пропорции экономического развития области.

В долгосрочной перспективе минерально-сырьевые ресурсы Кольского полуострова и шельфа прилегающих морей будут иметь не только региональное, но и общефедеральное значение, обеспечивать геостратегические приоритеты страны, служить гарантом социально-экономической стабильности области и её дальнейшего развития, продолжать оставаться определяющим и безальтернативным по масштабу источником формирования консолидированного бюджета области.


Водные ресурсы

Реки Мурманской области принадлежат к бассейнам двух морей: Баренцева и Белого. Всего в области насчитывается 23415 рек общей протяженностью 66924 км. Наиболее крупными реками являются: Поной, Тулома, Кола, Воронья, Умба, Нива, Ковда (сопредельная). На территории области, пятая часть которой покрыта болотами, имеется 106724 озера и водохранилища общей площадью 9211 кв. км.

Естественный режим большинства крупных озер и рек зарегулирован гидротехническими сооружениями ГЭС. Плотинные малые озера (водохранилища) используются, в основном, для водоснабжения предприятий, городов и поселков. Развитие промышленности и энергетики привело к необходимости сооружения каналов разнообразных назначений. Из 6 каналов общей протяженностью 34 км природоохранное назначение имеют 4, энергетическое - 2.

Мурманская область характеризуется высокой водообеспеченностью. Среднемноголетний объем суммарного поверхностного стока составляет 61.7 км(3)/год, из которых 55.2 км(3)/год формируется на территории области. Объем использования водных ресурсов снизился с 1818 млн. куб. м в 1998 году до 1667 млн. куб. м в 2003 году. Наибольшее влияние на объемы водопользования оказывает деятельность Кольской АЭС (около 80% общего объема водопотребления) и предприятий гидроэнергетики. Ежегодно увеличивается процент экономии свежей воды за счет оборотного и повторно-последовательного водоснабжения (в 2003 году экономия составила 39%).

На территории области находится 232 очистных сооружения с проектной мощностью 524.1 млн. м(3)/год, в том числе перед сбросом в водные объекты - 523.5 млн. м(3)/год, расположено 74 водохозяйственных объекта, накопителей сточных вод и других жидких отходов, а также 461 водозаборное и водосбросное сооружение. Значительная часть гидротехнических сооружений, вследствие больших сроков эксплуатации и недостаточного финансирования, находится в неудовлетворительном состоянии, требует срочного ремонта и реконструкции либо ликвидации.

Биологические ресурсы