Социально-экономическое положение Мурманской области можно характеризовать как достаточно стабильное. Однако положительные тенденции развития выражены гораздо слабее, чем в целом по России. Для преодоления негативных явлений необходимо решить ряд проблем как в социальной, так и в экономической сферах.
Оценивая ситуацию в социальной сфере области, следует отметить, что общей проблемой является старение и ухудшение материально-технической базы, сокращение объёмов бюджетного финансирования на её развитие, модернизацию и укрепление, строительство новых объектов. Ряд нужных и важных объектов превратились в долгострой. Менее чем наполовину от нормативов область обеспечена домами-интернатами для престарелых и инвалидов, не развита сеть социально-реабилитационных учреждений для детей. Острой проблемой школьных зданий остаётся обеспечение пожарной безопасности.
С каждым годом увеличивается разрыв между культурными и информационными потребностями жителей области и возможностями их удовлетворения. Индустрия сферы культуры не развивается. В капитальном ремонте нуждаются 25 библиотек, 33 культурно-досуговых учреждения, 14 учреждений дополнительного образования детей. Треть клубов расположена в приспособленных зданиях, в 7 клубах нет зрительных залов. Все без исключения учреждения культуры и искусства нуждаются в срочной замене автотранспорта.
Несмотря на ввод новых спортивных сооружений, показатель обеспеченности ими составляет лишь 12 процентов от социальной нормы.
В 2000-2003 годах на территории области практически свёрнуто жилищное строительство, значительно снизились объёмы строительства жилья в других регионах России. В очереди на переселение состоит более 28 тыс. семей, на улучшение жилищных условий - 19.9 тыс. семей, более 12.8 тыс. семей проживает в аварийном и ветхом жилом фонде.
Обострились проблемы в коммунальном хозяйстве области. Рост оплаты жилищно-коммунальных услуг за счёт населения не сопровождался структурными изменениями в отрасли, повышением качества предоставляемых услуг и существенным обновлением основных фондов. В отрасли продолжают действовать затратные механизмы ресурсопотребления и ценообразования, энергоэффективные и ресурсосберегающие модели внедряются крайне медленно.
Уровень официально регистрируемой безработицы в области выше, чем в других регионах Северо-Запада РФ и более чем в два раза выше среднероссийских показателей. Выше среднеобластного уровень безработицы среди женщин и молодёжи. Терский и Ловозерский районы являются депрессивными.
В 2000-2003 годах среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 102.7 процента, что существенно ниже, чем в среднем по России. Специфика отраслевой структуры промышленного комплекса области, ориентированной преимущественно на использование минерально - сырьевой базы, определяет сложность перехода промышленности на путь устойчивого развития. Это связано с повышенной капитало - и фондоемкостью производства, обусловленной трудностями освоения новых районов и месторождений и необходимостью (в целях поддержки производственного потенциала) постоянного восполнения выбывающих минерально-сырьевых мощностей; недостаточной глубиной и комплексностью использования и переработки сырья; сокращением объемов геологоразведочных работ в условиях смены механизма недропользования.
В рыбной промышленности, играющей заметную роль в экономике области и рыбной отрасли России, наиболее острыми проблемами являются: снижение эффективности работы промыслового флота по причине высокой степени износа основных фондов и отсутствия финансовых ресурсов для их обновления, несовершенство механизмов распределения биологических ресурсов. Не получили должного развития прибрежное рыболовство и товарное выращивание рыбы и морепродуктов.
В области только 20 процентов сети автомобильных дорог общего пользования соответствует современным требованиям по осевой нагрузке, каждый четвёртый мост нуждается в увеличении габаритов и ремонте. Из 135 сельских населенных пунктов 39 не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с автодорогами общего пользования и, соответственно, надёжных транспортных коммуникаций с областным и районными центрами. Свыше 85 процентов подвижного состава автотранспортных предприятий области имеет 100-процентный износ, что не позволяет удовлетворить потребности населения в перевозках, обеспечить безопасность движения.
Грузоперерабатывающие и нефтеперегрузочные портовые комплексы нуждаются в реконструкции и развитии.
В области единственный аэропорт, открытый для выполнения международных полетов, нуждается в реконструкции взлетно-посадочной полосы и замене светосигнального оборудования.
В агропромышленном секторе продолжается снижение производства основных видов продукции, ухудшается состояние материально-технической базы и финансовое положение отрасли, на ряде предприятий под угрозой находится обеспечение экологической безопасности производства. Объёмы бюджетной поддержки отрасли не обеспечивают финансовую устойчивость и развитие производства.
При наличии благоприятных факторов потенциал регионального туризма, уникальные возможности туристско-рекреационного комплекса Мурманской области используются не в полной мере. Материальная база средств размещения и другая инфраструктура туризма нуждаются в модернизации, реставрации и развитии. Въездной и внутренний туризм развиты слабо. Доля туристско-экскурсионных услуг в общем объеме платных услуг населению крайне незначительна.
Научный потенциал ещё не в полной мере задействован на решение крупных экономических задач и развитие инновационных процессов в регионе. Отсутствует четкий механизм государственной поддержки инноваций и субъектов инновационной деятельности, несовершенно нормативно-правовое обеспечение, не созданы условия для коммерциализации новых технологий в рыночных условиях хозяйствования.
Медленно растёт вклад малого бизнеса в развитие экономики и социальной сферы области. Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населённых пунктах области и доле налоговых поступлений от малого бизнеса в доходах местных бюджетов. Негативно сказываются рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры предпринимательства. Кредитные ресурсы банков для многих малых предприятий остаются недоступными.
Хозяйственная деятельность в течение многих десятилетий привела к значительным, порой необратимым, последствиям и нарушениям экосистем Кольского полуострова, изменениям ландшафта, накоплению огромных объемов отвалов и отходов, загрязнению значительных площадей. Выбросы в атмосферу характеризуются многокомпонентным химическим составом, в котором преобладает диоксид серы. Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются предприятия горно-металлургического и энергетического комплексов. Выбросами в атмосферу повреждены леса на площади 1136 км(2). Из общего объема сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты, доля нормативно-чистых составляет менее 80 процентов. Эти и другие острые экологические проблемы требуют осуществления комплекса мер по снижению антропогенного пресса на окружающую среду региона, совместных и более эффективных действий органов федеральной, региональной и местной власти, субъектов хозяйственной деятельности.
В 2003 году по комплексной оценке социально-экономического развития регионов РФ (по данным прогноза Минэкономразвития на 2003 год) Мурманская область находилась в группе "Регионы с уровнем развития ниже среднего", занимая 43 позицию среди всех субъектов РФ. В 2000-2002 годах область находилась в группе регионов со "средним уровнем развития" и занимала 35 позицию, в 1999-2000 годах - в группе регионов с "уровнем развития выше среднего" и занимала 21 позицию среди всех субъектов РФ (приложение 1.3).