Уровень преступности
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||||||||
Всего, тыс. | На 10 тыс. насе-ления, ед. | Всего, тыс. | На 10 тыс. насе-ления, ед. | Всего, тыс. | На 10 тыс. насе-ления, ед. | Всего, тыс. | На 10 тыс. насе-ления, ед. | ||||
Количество зарегистрированных преступлений | (1)) 16.9 | 206 | 18.1 | 223 | 15.5 | 195 | 14.9 | 201 | |||
Количество зарегистрированных преступлений по СЗФО | н.д. | 225 | 318.7 | 222 | 253 | 177 | 214 | (2))149.7 | |||
(2)) | Количество зарегистрированных преступлений в РФ | 2952 | 203 | 2968 | 205 | 2526 | 175 | 2335.7(2) |
(1))Без данных по закрытым административно-территориальным образованиям.
(2))За январь - октябрь 2003 г.
Финансовое состояние области. Консолидированный бюджет области и налоги.
В период 2000-2003 г.г. ситуация в региональных финансах формировалась под влиянием следующих основных внешних и внутренних факторов:
- замедления темпов роста производства ведущих отраслей экономики области;
- состояния внешнеэкономической конъюнктуры и изменений цен на цветные металлы;
- опережающего роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом оптовых цен в основных отраслях промышленности;
- дальнейшего развития налоговой реформы (принятие новых глав Налогового кодекса РФ, отмена ряда налогов, введение новых налогов);
- последовательного снижения ставки рефинансирования Центрального Банка РФ;
- продолжения реформы межбюджетных отношений федерального центра и субъектов РФ, принятия ряда решений на федеральном уровне, повлекших существенный рост расходов региональных бюджетов.
В целом ситуация в сфере финансов области оценивается как стабильная, но достаточно противоречивая. В реальном секторе экономики преодолен системный кризис, возникший в период перехода к рынку, создана финансовая основа для устойчивого развития предприятий. Многие бюджетообразующие предприятия стали прибыльными, что позволило в значительной мере снизить остроту проблемы недостатка собственных оборотных средств. В большинстве отраслей преодолен кризис платежеспособности: существенно снизились объемы просроченных задолженностей и неденежных форм платежей, улучшилась структура расчетов. В результате проведённой реструктуризации кредиторской задолженности перед бюджетами нормализовались взаимоотношения предприятий с фискальными органами, значительно повысилась собираемость налогов. Многими ведущими предприятиями проведена переоценка основных фондов в соответствии с рыночными ценами, повысилась их капитализация. Укрепление финансовой устойчивости обусловило рост инвестиций за счет собственных источников, повысило кредитоспособность предприятий, что повлекло рост кредитов и займов как на текущие нужды, так и на инвестиционные цели.
Вместе с тем, финансовое оздоровление характерно не для всех отраслей региональной экономики. Почти половина предприятий по-прежнему убыточны, финансово неустойчивы, испытывают дефицит собственных оборотных средств, не имеют серьезной ресурсной основы для развития и обновления производства. Их неплатежеспособность является одним из серьезных препятствий на пути расширения кредитования как финансового источника для инвестиций.
В 2001-2003 г.г. совокупный объем сальдированного финансового результата предприятий области стал снижаться. После введения в действие главы 25 НК РФ предприятиями области стали приниматься меры по минимизации налогооблагаемой прибыли, практически все ведущие промышленные предприятия управляются холдингами и несамостоятельны в принятии решений, в том числе в проведении тарифной и налоговой политики на территории региона. В результате при формировании доходов бюджета резко снизилась роль налога на прибыль, в наибольшей степени объем доходов стал зависеть от налога на доходы физических лиц. Изменилась структура налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней в разрезе основных отраслей экономики области. В 2000 году промышленность области формировала 62 процента всех поступлений в бюджеты, в 2003 году - только 40.5 процента.
Отраслевая структура налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
в 2003 году, в % к итогу
Исполнение бюджета области в 2000 году оценивается как лучшее за период рыночных преобразований. В дальнейшем в региональной бюджетной сфере стали доминировать отрицательные тенденции как объективного, так и субъективного характера, обусловившие замедление темпов роста бюджетных доходов. Недостаточный рост собственных доходов бюджета при существенном росте расходов обусловил формирование налогово-бюджетного дисбаланса высокой степени, усиление социальной и дотационной нагрузки на бюджет и, таким образом, предопределил исключительно сложную ситуацию с исполнением областного и местных бюджетов в 2001-2003 г.г. Бюджет области по-прежнему является источником ресурсов для покрытия текущих нужд региональной бюджетной сферы и не имеет направленности на развитие.
Доля собственных доходов консолидированного бюджета области сократилась с 95.09 процента в 2000 году до 83.7 процента в 2003 году, в том числе доля налоговых доходов - соответственно с 87.86 процента до 74.02 процента.
Наибольший вклад в формирование доходов бюджета в 2003 году внесли следующие налоговые источники: налог на доходы физических лиц - 36.29 процента (в 2000 году - 21.92%), налог на прибыль организаций - 13.81 процента (32.7%), налоги на имущество - 8.1 процента (7.45%).
Данные об исполнении консолидированного бюджета Мурманской области в 2000-2003 г.г., а также о структуре его доходов и расходов за этот период приведены соответственно в таблицах 1.14. и 1.15.