Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2005 год

ФИНАНСЫ


Формирование ситуации в региональной сфере финансов в 2004 году характеризуется некоторым усилением положительных тенденций, наметившихся в предыдущие годы, что обусловлено дальнейшим укреплением финансового состояния большинства бюджетообразующих предприятий и отраслей за счет роста промышленного производства, увеличения улова предприятиями рыбной отрасли,  сохранения благоприятной конъюнктуры на рынках сбыта производимой продукции, в том числе на рынке цветных металлов, существенного роста инвестиций в развитие и перевооружение предприятий.

Существенную  роль  в стабилизации финансового положения области сыграли ежегодно заключаемые соглашения о сотрудничестве между предприятиями базовых отраслей, Правительством Мурманской области и органами местного самоуправления.

В 2004 году ожидается значительный рост сальдированного финансового результата, в том числе прибыли рентабельных предприятий (налоговой базы по налогу на прибыль). Продолжится тенденция сокращения убытков нерентабельных предприятий при сохранении на достаточно высоком уровне их удельного веса.  

Существенно увеличатся налоговые поступления в консолидированный бюджет области, однако их прирост будет недостаточен для финансирования первоочередных текущих нужд бюджетной сферы.

Совокупный сальдированный финансовый результат (прибыль) хозяйственной деятельности предприятий области, включая малые, составит  в 2004 году 14.0 млрд.рублей - увеличение по сравнению с 2003 годом на 7.2 млрд.рублей или в 2.1 раза.

Прибыль рентабельных предприятий сформируется в объеме 16.2 млрд.рублей (рост в 1.7 раза). В ее составе около половины приходится на прибыль предприятий цветной металлургии, 11% - предприятий химической промышленности, 8% - черной металлургии, около 6% - предприятий транспорта.  

Совокупный объем убытков нерентабельных предприятий снизится на 20% и составит 2.2 млрд.рублей, их доля  оценивается на уровне 43-44% (в 2003 году - 42.1%). Среди убыточных предприятий главным образом предприятия среднего масштаба - сельского и жилищно-коммунального хозяйств, машиностроения, строительства, торговли.

Основной объем прироста прибыли будет обеспечен предприятиями базовых отраслей: цветной и черной металлургии, химии, электроэнергетики, а также морского транспорта.

Впервые, начиная с 2002 года, ожидается незначительный объем прибыли в рыбной отрасли против убытков в 2003 году в сумме 422 млн.рублей (за счет отмены аукционных квот и увеличения объемов вылова и производства товарной пищевой продукции).

Незначительно сократятся убытки жилищно-коммунального хозяйства, возрастут убытки сельского хозяйства.

Формирование финансовых результатов проходит в условиях продолжения "сброса" излишней численности крупными и средними предприятиями области при сохранении достаточно высоких темпов роста средней заработной платы и фонда оплаты труда.

Динамичный рост и  финансовое оздоровление  в основном характерны для  крупных предприятий ряда отраслей промышленности и транспорта области, остальные отрасли  региональной экономики малорентабельны либо убыточны. Большое количество средних и  малых предприятий  по-прежнему финансово неустойчивы, испытывают высокий дефицит собственных оборотных средств, не имеют серьезной ресурсной основы для роста инвестиций.

Всего налоговые и неналоговые доходы, собранные на территории области в 2004 году, составят 27.4 млрд.рублей  (прирост на 16.5% против 25.6% в 2003 году), в том числе в федеральный бюджет будет передано 13.1 млрд.рублей платежей, из них 8.6 млрд.рублей - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, контролируемые таможенными органами.

Общий объем налоговых и неналоговых поступлений от предприятий области, учитываемых налоговыми органами, оценивается в сумме 18.9 млрд.рублей (с приростом на 25.9% против 2.9% в 2003 году), в том числе в  территориальный бюджет - 14.3 млрд.рублей (прирост на 26.8%).  Доля платежей, переданных в федеральный бюджет, снизится и составит 24.2% против 26.3% в  2003 году.

Прирост поступлений в сумме 3.9 млрд.рублей будет обеспечен главным образом увеличением поступлений по налогу на прибыль (1.5 млрд.рублей или в 1.6 раза), по налогу на доходы физических лиц (1.1 млрд.рублей или на 20.4%), налогу на добавленную стоимость (350 млн.рублей), налогам на имущество (213 млн.рублей), платежам за пользование природными ресурсами (423 млн.рублей).    

В структуре поступлений первое место занимает налог на доходы физических лиц (34.9%), далее следуют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (по 20.6%).

В течение года ожидается дальнейшее снижение недоимки, но темпы ее сокращения будут незначительными, поскольку оставшаяся неурегулированной недоимка в значительной мере сформирована задолженностями полностью неплатежеспособных предприятий (потенциальных банкротов), а также организаций, прекративших свое существование либо находящихся длительное время в состоянии системного кризиса, а также бюджетных организаций.

Формирование и исполнение областного и местных бюджетов проходит в 2004 году в условиях сохранения тенденции недостаточного роста доходов  для покрытия возросших потребностей региональной бюджетной сферы, связанных главным образом с увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы и высокой инфляционной составляющей в жилищно-коммунальной отрасли.

Недостаточные темпы роста налоговых поступлений в значительной мере обусловлены  возможностями, предоставленными плательщикам Налоговым кодексом РФ, по легальной  минимизации налоговых платежей, значительным объемом выпадающих доходов бюджета области в ходе реформирования налогового и бюджетного законодательств, крайне недостаточными объемами финансовой помощи из федерального бюджета.

По оценке потери консолидированного бюджета области за счет отмены с 1 января 2004 года налога с продаж и ряда местных налогов оцениваются в 2004 году в сумме  380 млн.рублей.

Дефицит доходов стал причиной дальнейшего наращивания кредиторской задолженности консолидированного бюджета области, которая достигла по состоянию на 1 июля 2004 года объема 3.3 млрд.рублей   (22% плановых расходов бюджета на 2004 год) и возросла с начала года на 11.6%.

Бюджет области по-прежнему является только источником ресурсов для финансирования текущих нужд бюджетной сферы и не имеет направленности на развитие.

Финансовые взаимоотношения "центра" и области в 2004 году характеризуются превышением совокупного объема средств, ожидаемых к получению областью с федерального уровня, над передаваемыми на федеральный уровень (в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды), которое составит по оценке  12.8  млрд.рублей  (в 1.7 раза).

Без учета средств, полученных с федерального уровня для финансирования расходов федерального бюджета на территории области (науки, правоохранительных органов и судебной системы, территориальных подразделений федеральных органов власти, учреждений Минобороны РФ и т.п.), сальдо взаимоотношений  с "центром" сложится не в пользу области: превышение средств, переданных на федеральный уровень, над полученными составит в 2004 году 8.3 млрд.рублей (в 1.8 раза).

Состояние кредитной системы Мурманской области в 2004 году оценивается как стабильное и характеризуется дальнейшим существенным ростом объема ресурсов кредитных учреждений, увеличением объема оказываемых ими банковских услуг, а также активной экспансией на территорию региона банков из-за пределов области, которые стали занимать ведущие позиции в кредитовании реального сектора экономики области. Финансовое оздоровление предприятий области, повышение их деловой активности способствовали росту кредитования, в том числе и на долгосрочные цели, что является свидетельством улучшения экономического климата в регионе. Существенно увеличились объемы кредитования населения.

Только в первом полугодии 2004 года открыли свои филиалы на территории области банки "Александровский" (Санкт-Петербург), "Петрокоммерц" (Москва), "ВИП БАНК" (Москва).

К концу первого полугодия 2004 года объем предоставленных кредитных ресурсов достиг 11.8 млрд.рублей с приростом с начала года на 30.8%, при этом кредитование предприятий увеличилось на 23.7%,  физических лиц -  в 1.5 раза.

Рост кредитования реального сектора экономики области проходил на фоне  превалирования краткосрочных кредитных ресурсов, однако при этом отмечается рост кредитования на срок свыше одного года (их удельный вес возрос с 29.8% до 32.8%).