Региональная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005-2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Мурманской области "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области". Программа определяет действия Правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей и их общественных объединений, направленные на повышение вклада субъектов малого предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При разработке Программы принимаются следующие базовые положения:
- малое предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования и политической стабильности;
- поддержка частной инициативы граждан в сфере малого бизнеса является одной из основ социально - экономических преобразований и развития местного самоуправления в Мурманской области;
- государственная экономическая поддержка развития малого предпринимательства осуществляется на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области.
На 1 января 2004 года в области действовало 3019 малых предприятий, на которых создано 28.2 тысячи постоянных рабочих мест и около 3 тысяч человек работает по совместительству или по договорам гражданско-правового характера. Всего на малых предприятиях занято 7,2 процента от общей численности занятых в экономике Мурманской области. Кроме того, на учёте в налоговых органах состоит 38,1 тысячи индивидуальных предпринимателей, многие из которых имеют наемных работников. По экспертным оценкам общее количество занятых индивидуальным трудом (с учетом занятости по найму у индивидуальных предпринимателей и незарегистрированной предпринимательской деятельности) составляет 78 тысяч человек (18% от численности занятых в экономике).
В 2000-2003 гг. развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста валовых и финансовых показателей, относительно постоянной численностью занятых на малых предприятиях, а также колебаниями в количестве предприятий, обусловленными изменениями в Российском законодательстве, процессом ликвидации бездействующих предприятий и переходом части предприятий в категорию средних и крупных. Численность предпринимателей без образования юридического лица сократилась на 4 тысячи человек, в основном за счет оформления договоров найма.
В 2003 году предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на 10.3 млрд. рублей, в том числе на 5.1 млрд. рублей промышленной продукции (из них около 80% приходится на долю рыбной отрасли). За четыре года, с 2000 по 2003 годы, рост производства товаров и услуг в фактических ценах составил 84 процента, в сопоставимых ценах - 43 процента. Наибольший рост отмечен на малых предприятиях информационно-вычислительного обслуживания, науки и оптовой торговли товарами производственно-технического назначения, значительный - на предприятиях промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Доля продукции малых предприятий в объёме промышленного производства области составляет 8 процентов, в строительстве также 8 процентов.
В период приватизации сформировалась устойчивая отраслевая структура малого бизнеса. По количеству преобладают предприятия торговли и общественного питания - 46,8 процента, малые предприятия промышленности составляют 16 процентов, строительства - 13 процентов. Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям сложилось следующее: промышленность - 31 процент, торговля - 28, строительство _ 18 процентов.
Финансовые результаты деятельности малых предприятий свидетельствуют о повышении их устойчивости: в целом по малым предприятиям сальдированный финансовый результат увеличился более чем в 2 раза. Наблюдается сокращение количества убыточных отраслей. Объемы инвестиций малых предприятий увеличились с 37.2 млн. рублей в 2000 году до 220 млн. руб. в 2003 году.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Численность предпринимателей без образования юридического лица | 44100 | 41600 | 40800 | 38000 | 39000 |
Количество малых предприятий, всего | 2906 | 3186 | 2575 | 2701 | 3019 |
Численность занятых на малых предприятиях, чел. (всего) | 31057 | 30717 | 31338 | 30221 |
|
Доля занятых на малых предприятиях, % от общей численности занятых, | 7.02 | 7.09 | 7.22 | 7.05 |
|
в том числе: | |||||
численность постоянных работников на малых предприятиях | 24238 | 26141 | 27434 | 27238 | |
численность совместителей | 1666 | 1056 | 982 | 1213 | 1290 |
численность работающих по договорам подряда | 5153 | 3520 | 2922 | 1770 | 1700 |
Объем продукции малых предприятий - всего, млн. руб. | 5.64 | 5.96 | 7.91 | 10.3 | 13.9 |
в том числе по отраслям: | |||||
- промышленность | 2.84 | 3.08 | 4.43 | 5.16 | 6.05 |
- сельское хозяйство | 0.07 | 0.07 | 0.11 | 0.09 | 0.10 |
- строительство | 1.00 | 1 | 1.3 | 1.72 | 2.22 |
- транспорт | 0.26 | 0.195 | 0.26 | 0.35 | 0.38 |
- связь | 0.03 | 0.07 | 0.08 | 0.09 | 0.10 |
- торговля и общественное питание | 0.75 | 1.04 | 1.22 | 1.78 | 3.90 |
- наука и научное обслуживание | 0.03 | 0.047 | 0.15 | 0.13 | 0.15 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса - всего, млн. руб. | 37.20 | 52.87 | 234.67 | 220.3 | 247.0 |
В Мурманской области созданы условия для предпринимательской деятельности, которые по данным статистики и социологических опросов оцениваются как удовлетворительные. Основные цели утвержденной постановлением Мурманской областной Думы от 13.04.2000 № 740 "Программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000- 2004 годы" были достигнуты. Произошло повышение социально- экономической эффективности малых предприятий, выросла численность и уровень доходов работников малых предприятий, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве. В Мурманской области в 2000 - 2004 годах сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность. Усилиями Федеральной службы занятости населения, Северной торгово-промышленной палаты, органами местного самоуправления были заложены основы региональной информационной, консалтинговой, образовательной и других элементов системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Государственным фондом развития малого предпринимательства и органами местного самоуправления была создана система микрокредитования в г.г. Апатиты, Мончегорске, Полярные Зори. Органами государственной власти принимались меры по поддержке жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.
В развитии малого предпринимательства в 2005 - 2008 годы необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет и сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.
Усилия предпринимательских объединений, органов исполнительной власти и местного самоуправления в ближайшие четыре года должны быть направлены на развитие внутреннего рынка услуг, углубление межхозяйственной кооперации и интеграции малых предприятий области в рыночные отношения в Северо-западном Федеральном округе (СЗФО) и приграничное сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического Региона (БЕАР). Экономические прогнозы позволяют сделать вывод о том, что предпринимательский вклад в развитие экономики Мурманской области можно значительно увеличить: ежегодный объем производства товаров и услуг - с 13,9 млрд. рублей в 2004 году до 25,4 млрд. рублей к 2009 году, сумму поступлений в бюджеты от уплаты налогов довести с 1,3 млрд. рублей до 2 млрд. рублей в год, занятость в малом предпринимательстве довести до 86 тыс. человек, что составит 27 % от общей численности занятых.
К нерешенным задачам, по-прежнему, относится проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях. Это особенно актуально в социальном отношении, для обеспечения занятости и сохранения и поддержания жизнеспособности отдаленных населенных пунктов Кольского полуострова и Терского побережья. Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населённых пунктах области. Налоговые поступления от малого бизнеса колеблются в муниципальных образованиях области от 3 процентов (в Печенгском районе) до 17 процентов (в г. Апатиты) доходов местных бюджетов. Слабо развивается предпринимательство в поселениях Ковдорского и Оленегорского районов. Для решения этих задач необходимо предусмотреть участие малого предпринимательства в развитии туризма, прибрежного рыболовства и искусственного выращивания гидробионтов, переработке дикорастущих ягод и грибов, производстве продукции оленеводства, восстановления народных промыслов, обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, расширить ассортимент, увеличить выпуск качественных продуктов питания.
Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается получение кредитных ресурсов для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Не представляется возможным снизить риски за счет предоставления таким предприятиям бюджетных гарантий и кредитов: требования Бюджетного Кодекса по залоговому обеспечению столь же высокие, как и в банковском секторе. Кроме того, процедура принятия бюджета и решения по финансовой поддержке конкретного предприятия длится около года, тогда как большинство проектов субъектов малого предпринимательства сохраняет свою актуальность не более 2-3 месяцев. Для решения этой проблемы необходимо использовать механизмы предоставления субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, развивать небанковскую и внебюджетную региональную кредитно-заемную систему и сеть микрокредитования.
Учитывая, что из-за дополнительных издержек, связанных с условиями Крайнего Севера, уровень рентабельности производства малых предприятий области существенно ниже, чем в среднем по СЗФО (соответственно 3.7 процента и 10.4 процента), в Мурманской области необходимы дополнительные меры протекционизма и поддержки развития малого предпринимательства, в том числе за счет изменений в федеральном законодательстве о порядке предоставления трудовых и пенсионных и других социальных льгот гражданам.
Сдерживающим развитие предпринимательства фактором является необоснованное различие оплаты труда и слабая социальная защищенность, как предпринимателей, так и наемных работников. В городах Мурманской области более 30 процентов объектов мелкой розничной торговли не соответствуют установленным федеральным законодательством медико-санитарных требованиям. На многих малых предприятиях не обеспечены нормы безопасности труда. Постоянного внимания требуют вопросы обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, соблюдения экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных и других нормативных требований.
Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которого будет происходить в ближайшие годы. На деятельности малого бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений, что требует гибкой тарифной политики в отношении предприятий монополистов всех форм собственности. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры. Остается слабо востребованным высокий научный потенциал региона, поэтому необходимо систематизировать работу по инновационным направлениям малого бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей.
Социологические опросы общественного мнения фиксируют застаревшие "болевые точки": "региональная и местная власть не уделяет должного внимания созданию благоприятного делового климата, недостаточно помогает развитию предпринимательства. Медленно сокращается число обращений предпринимателей по поводу так называемых "административных барьеров". При открытии нового производства или торговой точки требования "согласующих" органов нередко выходят за всякие разумные пределы, предпринимателям навязывается "долевое" участии в развитии инженерных сетей муниципальных образований, "спонсорстве мероприятий", другие формы обременения, от чего теряется экономический смысл создания нового производства.
Все эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов власти и местного самоуправления.