Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2004 года N 244-ПП

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО НА 2001-2005 ГОДЫ"

В связи с необходимостью корректировки на 2004 год региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" в части обеспечения лечебно-профилактических учреждений области современным медицинским оборудованием в целях улучшения качества лечебно-диагностической помощи женщинам и детям Правительство Мурманской области постановляет:

1. Одобрить и внести на рассмотрение Мурманской областной Думы новую редакцию региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" (прилагается).

2. Считать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области от 17.01.2001 N 9-ПП "О региональной целевой программе "Безопасное материнство на 2001-2005 годы", от 25.11.2002 N 402-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Мурманской области от 17.01.2001 N 9-ПП "О региональной целевой программе "Безопасное материнство на 2001-2005 годы".

Первый заместитель

Губернатора

Мурманской области А. Селин

Приложение
к постановлению
Правительства
Мурманской области
(в редакции постановления
Правительства области
от 20.07.2004N 244-ПП

Региональная целевая программа "Безопасное материнство на 2001-2005 годы"

ПАСПОРТ региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы"


Наименование Программы

- региональная целевая программа
 "Безопасное материнство на 2001-2005
 годы"

Основание для решения
 о разработке Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы"

Государственный заказчик Программы

- комитет по здравоохранению
 Мурманской области;

 комитет по образованию
 Мурманской области;

 комитетпо делам молодежи
 Мурманской области

Основные разработчики Программы

комитет по здравоохранению
 Мурманской области;

 - Мурманское отделение Российской ассоциации "Планирование семьи"

Цель и задачи Программы

- охрана репродуктивного здоровья населения;

 - создание условий для рождения желанных, здоровых детей и сохранения здоровья женщин;

 - предупреждение инвалидности;

 - профилактика материнской и младенческой смертности;

 - снижение числа абортов;

 - совершенствование организации иподдержка служб охраны репродуктивного здоровья;

 - укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;

 - создание условий для "безопасного" аборта;

 - обеспечение населения средствамиконтрацепции;

 - информационное обеспечение населения
 по вопросам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья

Сроки и этапы реализации Программы

- 2001-2005 годы

Переченьосновных мероприятий

- приобретение современного лечебно-диагностического оборудования для учреждений родовспоможения и детства;

 - приобретение простагландинов для учреждений родовспоможения Мурманской области;

 - закупка средств контрацепции для службы планирования семьи;

 - приобретение денситометра для диагностики остеопороза для Мурманского областного диагностического центра;

 - закупка экзосурфа для учреждений родовспоможения Мурманской области;

 - приобретение оборудования и тест-систем для неонатального скрининга и диагностики внутриутробных инфекций для Мурманского областного диагностического центра

Исполнители основных мероприятий

- комитет по здравоохранению администрации Мурманской области;

 Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Объемы и источники финансирования

- общее финансирование на 2001-2005 г. г. - 247182,5 тыс. руб.
 в том числе за счет средств:
 -областного бюджета- 20000 тыс. руб.
 муниципальных бюджетов - 22633,5 тыс. руб.
 территориального фонда ОМС - 100100 тыс. руб.,
 внебюджетных источников - 104449 тыс. руб.

2001 год
 областной бюджет- 4000 тыс. руб.,
 муниципальные бюджеты - 5974,7 тыс. руб.,
 территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
 Всего:19974,7тыс. руб.

2002 год
 областной бюджет - 4000 тыс. руб.,
 муниципальные бюджеты - 4614,7 тыс. руб.,
 территориальный фонд ОМС - 48000 тыс. руб.
 Всего:56614,7 тыс. руб.

2003 год
 областной бюджет - 4000 тыс. руб.,
 муниципальные бюджеты - 3614,7 тыс. руб.,
 территориальный фонд ОМС -10000 тыс. руб.
 Всего:17614,7тыс. руб.

2004 год
 областной бюджет - 4000 тыс. руб.,
 муниципальные бюджеты - 3214,7 тыс. руб.,
 территориальный фонд ОМС - 22100 тыс. руб.
 внебюджетные средства - 104449 тыс.руб.
 Всего:133763,7тыс. руб.

2005 год
 областной бюджет - 4000 тыс.руб.,
 муниципальные бюджеты - 5214,7 тыс.руб.,
 территориальный фонд ОМС - 10000 тыс.руб.
 Всего:19214,7 тыс.руб.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья населения;

 - улучшение организациии качества акушерско-гинекологической помощи, в том числе при беременности, в родах, в перинатальном периоде;

 - укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений родовспоможения и детства;

 - повышение информированности населения и специалистов по вопросам охраны репродуктивного здоровья;

 - снижение числа абортов и материнской смертности;

 - снижение младенческой смертности

Контроль за исполнением Программы

комитет по здравоохранению
 Мурманской области

1. Содержание проблемы

1.1. Обоснование необходимости решения проблемы безопасного материнства путем создания программы

Региональная целевая программа "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".

Мурманская область - единственный субъект Российской Федерации, практически целиком расположенный за Полярным кругом.

Условия Крайнего Севера являются экстремально неблагоприятными для здоровья населения, что особенно актуально на фоне трудной экономической ситуации в стране, роста социальной напряженности, экологического неблагополучия.

Все это, безусловно, создает сложную медико-демографическую ситуацию, приводит к значительному ухудшению показателей здоровья населения.

К началу 1993 года по Мурманской области сложилась критическая ситуация с оказанием медицинской помощи беременным и родильницам, значительно возросла заболеваемость детского населения.

Коллегией администрации Мурманской области и управлением здравоохранения было принято решение о создании региональной программы охраны материнства и детства и о приоритетном развитии этой службы в области. С 1993 по 1999 год реализовано 3 этапа региональной программы "Безопасное материнство", в ходе которых учреждения родовспоможения и детства были оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием. В результате выполнения 3-х этапов Программы значительно снизились перинатальная смертность (с 16,8 до 8,0 на 1000) и младенческая смертность (с 17 до 11,4 на 1000).

Продолжает оставаться высокой материнская смертность (56,0 на 100000 живорожденных).

Ухудшается медико-демографическая ситуация.

За последние 10 лет численность населения области сократилась более, чем на 13%, в т.ч. детского - почти на 30%. Достигнутый в настоящее время уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения: в 1998 г суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей рожденных женщиной за всю жизнь) составил всего 1,1 (в целом по России-1,24, Северному региону-1,19), против необходимых 2,15-2,17. Снизилась частота рождений вторых и третьих детей. В 1999 году повторных рождений было зарегистрировано 2,6 тыс. - это на 0,3 тыс. или на 11% меньше, чем в 1998 году.

В структуре младенческой смертности 64,2 % случаев приходится на неонатальный период, 25% детей умерло в первые сутки периода новорожденности. В нозологической структуре младенческой смертности на первом месте остаются врожденные пороки развития (далее - ВПР). Основным резервом по снижению младенческой смертности от ВПР является пренатальная ультразвуковая диагностика, современное генетическое обследование семей, где уже имелись случаи гибели детей от ВПР, а также витаминизация фолиевой кислотой женщин в период до наступления беременности и беременных в первом триместре беременности. Сохраняется высокая доля гибели детей от пневмопатий и синдрома дыхательных расстройств, 58% из них приходится на неонатальный период.

В течение 1994-1999 годов в ходе реализации 3-х этапов Программы не были выполнены некоторые важные позиции в части оснащения учреждений родовспоможения и детства лечебно-диагностическим оборудованием. Кроме того, требует замены оборудование, выработавшее свой ресурс.

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья женщин и детей, охране репродуктивного здоровья населения, социальной поддержке материнства и детства, создании условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактике и снижении числа абортов, материнской и младенческой смертности.

Основные задачи:

совершенствование организации и поддержка служб охраны репродуктивного здоровья;

укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства (приложение N N 1, 2 к Перечню мероприятий по реализации в Мурманской области региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" - далее Перечень);

обеспечение населения из групп социального риска средствами контрацепции - гормональными, внутриматочными; закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасного" аборта (приложение к Перечню);

приобретение поливитаминов и антианемических препаратов для бесплатного отпуска беременным женщинам (приложение к Перечню);

повышение качества пренатальной диагностики для выявления врожденных пороков развития и внутриутробных инфекций (приложение к Перечню);

улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;

обеспечение населения и специалистов информационными материалами по формированию здорового образа жизни и охране репродуктивного здоровья.

3. Основные направления реализации Программы

3.1. Организация служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства

Для организации служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства необходимо:

обеспечить диспансерное наблюдение женщин фертильного возраста;

cохранить кадровый потенциал учреждений здравоохранения;

обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров;

принимать участие в международных программах по проблемам материнства и детства.

3.2. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и неонатологической помощи

Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и неонатологической помощи предусматривает внедрение современных методов диагностики и лечения в учреждениях детства и родовспоможения, профилактику врожденных и наследственных заболеваний.

3.3. Освещение проблематики в средствах массовой информации

Проводить санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации (телевидение, радио, прессу) для повышения информированности населения по вопросам здорового образа жизни, принципам рационального питания и физической активности.

4. Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется за счет средств областного и муниципального бюджетов, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств инвесторов, отчислений предприятий всех форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы.

Объем финансирования составит:

- в 2001 г. - 19974,7 тыс.руб.

- в 2002 г. - 56614,7 тыс.руб.

- в 2003 г. - 17614,7 тыс.руб.

- в 2004 г. - 133763,7 тыс.руб.

- в 2005 г. - 19214,7 тыс.руб.

Итого 2001-2005 г. - 247182,5 тыс.руб.

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.

5. Механизм реализации Программы

Выделенные бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются заказчиком на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).

Заказчик при необходимости может обращаться в Правительство области и Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования о выделении дополнительных средств.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

создание и постоянное функционирование в Мурманской области службы планирования семьи;

обеспечение семье рождения желанного ребенка, повышение сексуальной культуры семьи, молодежи;

обеспечение высокого уровня медицинских технологий планирования семьи;

снижение материнской и младенческой смертности на 15%;

снижение числа абортов на 5-10% от исходного уровня;

снижение частоты осложнений у новорожденных с респираторным дистресс-синдромом на 30%;

сокращение длительности пребывания больного на реанимационной койке на 1-1.5 койко-дня;

снижение инвалидизации младенцев от бронхолегочной дисплазии.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения.

7. ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий по реализации в Мурманской области региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы"

N

Сроки испол-
 нения

Стоимостьмлн. руб.

Внебюд-жетные средства
 2004 г.

Исполнитель

Всего

в томчисле:

областной бюджет и муниципальные бюджеты

ТФОМС

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

Оснащение медицинским оборудованием детских и родовспомога-тельных учреж-дений(приложения
 N N 1, 2 - перечень медицинского оборудования для детских и родовспомога-тельных учреждений Мурманской области)

2001-2005

206.3

10.0

49.8

10.0

126.6

10.0

1.8

-

1.8

-

-

-

100.1

10.0

48.0

10.0

22.1

10.0

104.5

комитет по здраво-охранению Мурманской области

2

Обеспечение женщин групп "риска" и подростков средствами контрацепции (согласно приложению)

2001-2005

27.5

7.3

4.2

5.0

4.5

6.5

27.5

7.3

4.2

5.0

4.5

6.5

-

-

-

-

-

-

комитет по здравоохра-
 нению
 Мурманской области,
 админист-
 рации городов и районов Мурманской области

3

Обеспечение беременных женщин поливитаминами и антианемичес-кими препаратами(согласно приложению)

2001-2005

4.8

1.0

0.9

0.9

1.0

1.0

4.8

1.0

0.9

0.9

1.0

1.0

-

-

-

-

-

комитет по здравоохра-
 нению Мурманской области,
 администра-
 ции городов и районов Мурманской области

4

Обеспечение лечебных учреждений препаратами искусственно
 го сурфактанта
 и расходным материалом для диагностики внутриутробных инфекций (согласно приложению)

2001-2005

8.5

1.7

1.7

1.7

1.7

1.7

8.5

1.7

1.7

1.7

1.7

1.7

-

-

-

комитет по здравоохра-нению Мурманской области,
 администра-ции городов и районов Мурманской области

5

Проведение обучающих семинаров для акушеров-гинекологов и неонатологов

2001-2005

комитет по здравоохра-
 нению
 Мурманской области

6

Санитарно-просветитель-ская работа среди населения по охране репродуктивного здоровья и планирования семьи

2001-2005

комитет по здравоохра-нению
 Мурманской области

7

Реализация международного проекта по охране репродуктивного здоровья подростков (Мурманская область - коммуна Лулео-Швеция)

2002-2003

финан
 сирова
 ние за счет средств СИДА (Шве
 ция)

комитет по здраво-охранению
 Мурманской области

Областной бюджет и муниципаль-
 ные бюджеты

2001-2005

-

-

--

-

-

42.6

10.0

8.6

7.6

7.2

9.2

-

-

-

-

-

Мурманский ТФОМС

-

-

-

-

-

-

-

-

-

100.1

10.0

48.0

10.0

22.1

Итого

247.2

20.0

56.6

17.6

133.8

19.2

42.6

10.0

8.6

7.6

7.2

9.2

100.1

10.0

48.0

10.0

22.1

104.5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»