ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
В связи с необходимостью корректировки на 2004 год региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" в части обеспечения лечебно-профилактических учреждений области современным медицинским оборудованием в целях улучшения качества лечебно-диагностической помощи женщинам и детям Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить и внести на рассмотрение Мурманской областной Думы новую редакцию региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" (прилагается).
2. Считать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области от 17.01.2001 N 9-ПП "О региональной целевой программе "Безопасное материнство на 2001-2005 годы", от 25.11.2002 N 402-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Мурманской области от 17.01.2001 N 9-ПП "О региональной целевой программе "Безопасное материнство на 2001-2005 годы".
Первый заместитель
Губернатора
Мурманской области А. Селин
Региональная целевая программа "Безопасное материнство на 2001-2005 годы"
Наименование Программы | - региональная целевая программа |
Основание для решения | |
Государственный заказчик Программы | - комитет по здравоохранению |
Основные разработчики Программы | комитет по здравоохранению |
Цель и задачи Программы | - охрана репродуктивного здоровья населения; |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2001-2005 годы |
Переченьосновных мероприятий | - приобретение современного лечебно-диагностического оборудования для учреждений родовспоможения и детства; |
Исполнители основных мероприятий | - комитет по здравоохранению администрации Мурманской области; |
Объемы и источники финансирования | - общее финансирование на 2001-2005 г. г. - 247182,5 тыс. руб. |
2001 год | |
2002 год | |
2003 год | |
2004 год | |
2005 год | |
Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья населения; |
Контроль за исполнением Программы | комитет по здравоохранению |
1. Содержание проблемы
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы безопасного материнства путем создания программы
Региональная целевая программа "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".
Мурманская область - единственный субъект Российской Федерации, практически целиком расположенный за Полярным кругом.
Условия Крайнего Севера являются экстремально неблагоприятными для здоровья населения, что особенно актуально на фоне трудной экономической ситуации в стране, роста социальной напряженности, экологического неблагополучия.
Все это, безусловно, создает сложную медико-демографическую ситуацию, приводит к значительному ухудшению показателей здоровья населения.
К началу 1993 года по Мурманской области сложилась критическая ситуация с оказанием медицинской помощи беременным и родильницам, значительно возросла заболеваемость детского населения.
Коллегией администрации Мурманской области и управлением здравоохранения было принято решение о создании региональной программы охраны материнства и детства и о приоритетном развитии этой службы в области. С 1993 по 1999 год реализовано 3 этапа региональной программы "Безопасное материнство", в ходе которых учреждения родовспоможения и детства были оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием. В результате выполнения 3-х этапов Программы значительно снизились перинатальная смертность (с 16,8 до 8,0 на 1000) и младенческая смертность (с 17 до 11,4 на 1000).
Продолжает оставаться высокой материнская смертность (56,0 на 100000 живорожденных).
Ухудшается медико-демографическая ситуация.
За последние 10 лет численность населения области сократилась более, чем на 13%, в т.ч. детского - почти на 30%. Достигнутый в настоящее время уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения: в 1998 г суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей рожденных женщиной за всю жизнь) составил всего 1,1 (в целом по России-1,24, Северному региону-1,19), против необходимых 2,15-2,17. Снизилась частота рождений вторых и третьих детей. В 1999 году повторных рождений было зарегистрировано 2,6 тыс. - это на 0,3 тыс. или на 11% меньше, чем в 1998 году.
В структуре младенческой смертности 64,2 % случаев приходится на неонатальный период, 25% детей умерло в первые сутки периода новорожденности. В нозологической структуре младенческой смертности на первом месте остаются врожденные пороки развития (далее - ВПР). Основным резервом по снижению младенческой смертности от ВПР является пренатальная ультразвуковая диагностика, современное генетическое обследование семей, где уже имелись случаи гибели детей от ВПР, а также витаминизация фолиевой кислотой женщин в период до наступления беременности и беременных в первом триместре беременности. Сохраняется высокая доля гибели детей от пневмопатий и синдрома дыхательных расстройств, 58% из них приходится на неонатальный период.
В течение 1994-1999 годов в ходе реализации 3-х этапов Программы не были выполнены некоторые важные позиции в части оснащения учреждений родовспоможения и детства лечебно-диагностическим оборудованием. Кроме того, требует замены оборудование, выработавшее свой ресурс.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья женщин и детей, охране репродуктивного здоровья населения, социальной поддержке материнства и детства, создании условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактике и снижении числа абортов, материнской и младенческой смертности.
Основные задачи:
совершенствование организации и поддержка служб охраны репродуктивного здоровья;
укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства (приложение N N 1, 2 к Перечню мероприятий по реализации в Мурманской области региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы" - далее Перечень);
обеспечение населения из групп социального риска средствами контрацепции - гормональными, внутриматочными; закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасного" аборта (приложение к Перечню);
приобретение поливитаминов и антианемических препаратов для бесплатного отпуска беременным женщинам (приложение к Перечню);
повышение качества пренатальной диагностики для выявления врожденных пороков развития и внутриутробных инфекций (приложение к Перечню);
улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
обеспечение населения и специалистов информационными материалами по формированию здорового образа жизни и охране репродуктивного здоровья.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Организация служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства
Для организации служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства необходимо:
обеспечить диспансерное наблюдение женщин фертильного возраста;
cохранить кадровый потенциал учреждений здравоохранения;
обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров;
принимать участие в международных программах по проблемам материнства и детства.
3.2. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и неонатологической помощи
Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и неонатологической помощи предусматривает внедрение современных методов диагностики и лечения в учреждениях детства и родовспоможения, профилактику врожденных и наследственных заболеваний.
3.3. Освещение проблематики в средствах массовой информации
Проводить санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации (телевидение, радио, прессу) для повышения информированности населения по вопросам здорового образа жизни, принципам рационального питания и физической активности.
4. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного и муниципального бюджетов, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств инвесторов, отчислений предприятий всех форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы.
Объем финансирования составит:
- в 2001 г. - 19974,7 тыс.руб.
- в 2002 г. - 56614,7 тыс.руб.
- в 2003 г. - 17614,7 тыс.руб.
- в 2004 г. - 133763,7 тыс.руб.
- в 2005 г. - 19214,7 тыс.руб.
Итого 2001-2005 г. - 247182,5 тыс.руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
5. Механизм реализации Программы
Выделенные бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются заказчиком на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Заказчик при необходимости может обращаться в Правительство области и Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования о выделении дополнительных средств.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
создание и постоянное функционирование в Мурманской области службы планирования семьи;
обеспечение семье рождения желанного ребенка, повышение сексуальной культуры семьи, молодежи;
обеспечение высокого уровня медицинских технологий планирования семьи;
снижение материнской и младенческой смертности на 15%;
снижение числа абортов на 5-10% от исходного уровня;
снижение частоты осложнений у новорожденных с респираторным дистресс-синдромом на 30%;
сокращение длительности пребывания больного на реанимационной койке на 1-1.5 койко-дня;
снижение инвалидизации младенцев от бронхолегочной дисплазии.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения.
7. ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий по реализации в Мурманской области региональной целевой программы "Безопасное материнство на 2001-2005 годы"
N | Сроки испол- | Стоимостьмлн. руб. | Внебюд-жетные средства | Исполнитель | ||||||||||||||||||
Всего | в томчисле: | областной бюджет и муниципальные бюджеты | ТФОМС | |||||||||||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
1 | Оснащение медицинским оборудованием детских и родовспомога-тельных учреж-дений(приложения | 2001-2005 | 206.3 | 10.0 | 49.8 | 10.0 | 126.6 | 10.0 | 1.8 | - | 1.8 | - | - | - | 100.1 | 10.0 | 48.0 | 10.0 | 22.1 | 10.0 | 104.5 | комитет по здраво-охранению Мурманской области |
2 | Обеспечение женщин групп "риска" и подростков средствами контрацепции (согласно приложению) | 2001-2005 | 27.5 | 7.3 | 4.2 | 5.0 | 4.5 | 6.5 | 27.5 | 7.3 | 4.2 | 5.0 | 4.5 | 6.5 | - | - | - | - | - | - | комитет по здравоохра- | |
3 | Обеспечение беременных женщин поливитаминами и антианемичес-кими препаратами(согласно приложению) | 2001-2005 | 4.8 | 1.0 | 0.9 | 0.9 | 1.0 | 1.0 | 4.8 | 1.0 | 0.9 | 0.9 | 1.0 | 1.0 | - | - | - | - | - | комитет по здравоохра- | ||
4 | Обеспечение лечебных учреждений препаратами искусственно | 2001-2005 | 8.5 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 8.5 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | 1.7 | - | - | - | комитет по здравоохра-нению Мурманской области, | ||||
5 | Проведение обучающих семинаров для акушеров-гинекологов и неонатологов | 2001-2005 | комитет по здравоохра- | |||||||||||||||||||
6 | Санитарно-просветитель-ская работа среди населения по охране репродуктивного здоровья и планирования семьи | 2001-2005 | комитет по здравоохра-нению | |||||||||||||||||||
7 | Реализация международного проекта по охране репродуктивного здоровья подростков (Мурманская область - коммуна Лулео-Швеция) | 2002-2003 | финан | комитет по здраво-охранению | ||||||||||||||||||
Областной бюджет и муниципаль- | 2001-2005 | - | - | -- | - | - | 42.6 | 10.0 | 8.6 | 7.6 | 7.2 | 9.2 | - | - | - | - | - | |||||
Мурманский ТФОМС | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 100.1 | 10.0 | 48.0 | 10.0 | 22.1 | ||||||||
Итого | 247.2 | 20.0 | 56.6 | 17.6 | 133.8 | 19.2 | 42.6 | 10.0 | 8.6 | 7.6 | 7.2 | 9.2 | 100.1 | 10.0 | 48.0 | 10.0 | 22.1 | 104.5 |