Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ" НА 2004-2006 ГОДЫ

ПАСПОРТ региональной целевой программы "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

{паспорт Программы в редакции постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 529-ПП}

Наименование Программы

региональная целевая программа
 "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Дата принятия решения о разработке Программы,
 дата ее утверждения

постановление Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год"
 постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2004 N 221-ПП/6 "О региональной комплексной программе "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы

Государственные заказчики

подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области,
 - УВД Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-инвалиды":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области,
 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - комитет по образованию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и культура":
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 подпрограмма "Дети и труд":
 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 подпрограмма "Одаренные дети":
 - комитет по образованию Мурманской области,
 - управление по делам молодежи Мурманской области,
 - комитет по культуре и искусству Мурманской области

Государственный заказчик-координатор Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

Основные разработчики Программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области;

 - УВД Мурманской области

Цели и задачи Программы

создание условий для улучшения качества жизни детей и укрепления их здоровья;
формирование системы выявления детей из неблагополучных семей и оказание им помощи;
обеспечение условий для полноценного развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке государства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- привлечение дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, направленных на достижение основных целей и задач Программы;

 подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
 - сохранение позитивной тенденции снижения числа преступлений и правонарушений на 1% ежегодно (2004 г. - 1160, 2005 г. - 1148, 2006 г. - 1137), а также численности несовершеннолетних, принявших участие в их совершении, на 1% ежегодно (2004 г. - 1020 чел., 2005 г. - 1010 чел., 2006 г. - 1000 чел.);

 - увеличение сети учреждений социальной помощи семье и детям (до 18 единиц): 2004 г. - 16 учреждений, 2005 г. - 17 учреждений, 2006 г. - 18 учреждений;

 - укрепление материально-технической базы 14 учреждений социальной помощи семье и детям (2004 г. -3 учреждения, 2005 г. - 4 учреждения, 2006 г. - 7 учреждений);

 подпрограмма "Дети-инвалиды":
 - увеличение количества мест в учреждениях, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, на 15 мест (2004 г. - 8 мест, 2005 г. - 7 мест);

 подпрограмма "Дети-сироты":
 - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семью (2004 г. - 495 чел., 2005 г. - 501 чел., 2006 г. - 512 чел.);

 - увеличение удельного веса детей, устроенных в семью, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2004 г. - 53,8%, 2005 г. - 54,5%,2006 г. - 56%);

 - увеличение объема инвестиций на детские дома и школы-интернаты (2004 г. - 381442 тыс. руб., 2005 г. - 419586 тыс. руб., 2006 г. - 453153 тыс. руб.);

 подпрограмма "Дети и культура":
 - увеличение удельного веса детей, занимающихся в клубных формированиях и учреждениях дополнительного образования, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. - 9,7%, 2005 г. - 11,7%, 2006 г. - 13,7 %);

 подпрограмма "Дети и отдых":
 - увеличение удельного веса детей Мурманской области, охваченных организованными формами отдыха, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ на 2% ежегодно (2004 г. - 71,5%, 2005 г. - 73,5%, 2006 г. - 75,5%);

 подпрограмма "Дети и труд":
 - обеспечение временной занятостью не менее 15 тыс. подростков (2004 г. - 5 тыс. чел., 2005 г. - 5 тыс. чел.,2006 г. - 5 тыс. чел.);

 - предоставление возможности получения необходимых знаний, умений и навыков по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, не менее чем 630 несовершеннолетним гражданам (2004 г. - 210 чел.,2005 г. - 210 чел.;
2006 г. - 210 чел.);

 - оказание профориентационных услуг 12 тыс. подросткам (2004 г. - 4 тыс. чел., 2005 г. - 4 тыс. чел.,2006 г. - 4 тыс. чел.);

 подпрограмма "Одаренные дети":
 - увеличение доли детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ (2004 г. - 5%, 2005 г. - 8%, 2006 г. - 10%);

 - увеличение количества детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей (2004 г. - 3700 чел., 2005 г. - 5200 чел., 2006 г. - 5700 чел.);

 - увеличение удельного веса детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей-инвалидов (2004 г. - 14%, 2005 г. - 20%, 2006 г. - 20%) в общем количестве детей-инвалидов;

 - увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях (2004 г. - 420 чел., 2005 г. - 520 чел., 2006 г. - 550 чел.)

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2006 годы

Перечень подпрограмм

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 - Дети-инвалиды";

 - "Дети-сироты";

 - "Дети и культура";

 - "Дети и отдых";

 - "Дети и труд";

 - "Одаренные дети"

Объемы и источники финансирования

общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1021698,40 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 102532,0 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 34448,0 тыс. руб., 2005 г. - 34017,0 тыс. руб.,2006 г. - 34067,0 тыс. руб.;

 областного бюджета - 29427,9 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 6602,7 тыс. руб., 2005 г. - 11352,3 тыс. руб.,2006 г. - 11472,9 тыс. руб.;

 бюджетов муниципальных образований - 330194,5 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 106426,0 тыс. руб., 2005 г. - 107488,0 тыс. руб., 2006 г. - 116280,5 тыс. руб.;

 внебюджетных источников - 559544 тыс. руб., в том числе в 2004 г. - 188612,0 тыс. руб., 2005 г. - 185767,0 тыс. руб., 2006 г. - 185165 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- укрепление материально-технической базы учреждений сист емы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, учреждений культуры и досуговых объектов;

 - создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;

 - совершенствование форм взаимодействия органов власти, общественных организаций, других заинтересованных структур по вопросам оказания социальной помощи и услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

 - развитие семейных форм устройства детей-сирот;

 - создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, поддержание состояния здоровья детского населения;

 - совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, реализации их способностей и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами

Введение

Региональная целевая программа "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2004 N 10-ПП "О Плане действий Правительства Мурманской области на 2004 год" и включает в себя 7 подпрограмм: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети и культура", "Дети и отдых", "Дети и труд", "Одаренные дети".

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт по улучшению положения детей за период действия региональной комплексной программы "Дети Кольского Заполярья" в 1995-1997, 1998-2000, 2001-2003 годах, результаты анализа мероприятий её подпрограмм, социально-экономической ситуации в регионе, а также остающиеся нерешёнными и возникающие вновь проблемы подтверждают целесообразность и необходимость продолжения реализации региональной программы "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Численность населения Мурманской области в 2003 году составила 879,8 тыс. человек, из них детского населения - 189,6 тыс. человек, что составляет 21,5% от общей численности населения области. В 2003 году в области родилось 8719 детей, из них у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке - 2459 человек (28,2%); у матерей в возрасте до 17 лет - 207 человек (2,4%). Начиная с 2000 года, наблюдается тенденция к росту рождаемости.

Региональная политика, проводимая в интересах семьи и детей, позволила несколько снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства, создать сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Однако остаются нерешенными многие вопросы в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей.

Важным звеном в государственной системе защиты прав детей, решении проблем детской безнадзорности являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которых в области 4. Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется также в 7 отделениях реабилитации несовершеннолетних при центрах социального обслуживания населения и помощи семье и детям. Ежегодно здесь получают реабилитацию более 1000 детей и подростков.

Тем не менее, количество детских социальных учреждений области не соответствует нормативам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 \"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации\": 1 учреждение на 5-10 тыс. детского населения.

В течение 2000 - 2003 гг. на территории Мурманской области наблюдается положительная тенденция в динамике снижения уровня подростковой преступности. Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в течение 3 лет (с 2001 по 2003 гг.) уменьшилось на 14,2%, в том числе совершивших групповые преступные деяния - на 29,2%, повторные преступления - на 42,8%. Вместе с тем удельный вес преступлений, совершаемых подростками, составляет 12,3% от общего числа зарегистрированных в области преступных посягательств, что выше среднероссийского показателя на 2,7%.

Криминальная активность подростков значительно усиливается вследствие употребления ими спиртных напитков и пива. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, составило в 2003 г. 224 случая, что всего на 7 случаев меньше, чем в 2002 году.

Способствует криминальной активности подростков семейное неблагополучие, ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей, распространение безнадзорности и бродяжничества. По данным областного оперативного штаба, в 2003 г. выявлены 1009 безнадзорных детей (в 2002 г. - 1459). Большинство безнадзорных детей были направлены в государственные учреждения для оказания необходимой помощи, возвращены в семьи - 42 %.

Характер сохраняющихся негативных явлений в подростковой среде вызывает необходимость укрепления и совершенствования профилактической деятельности, внедрения новых форм и методов работы с несовершеннолетним и его непосредственным окружением, осуществления координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подпрограмма \"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних\", направленная на поддержку несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматривает неотложные меры по созданию условий для организации досуга детей и подростков, развитию сети специализированных учреждений, а также мероприятия по организации социально-реабилитационной помощи подросткам.

Нуждаются в социальной защите дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются.

В течение последних лет в Мурманской области сокращается количество детей-инвалидов. На 1 января 2004 года количество детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, составляло 3155 человек, что на 407 человек меньше, чем в 2002 году. Сокращение числа зарегистрированных детей-инвалидов происходит в связи со снятием инвалидности у детей в результате проведения реабилитационных мероприятий, улучшением работы учреждений медико-социальной экспертизы. Уровень детской инвалидности и первично освидетельствованных детей остается ниже, чем в целом по России.

Ведущими причинами, обусловившими инвалидность, остаются врожденные аномалии развития среди детей в возрасте до 10 лет, заболевания нервной системы и психические расстройства в старших возрастных группах.

По сравнению со среднероссийскими показателями в Мурманской области значительно больше детей-инвалидов с двигательными нарушениями, но меньше - со зрительными и психологическими.

С целью профилактики детской инвалидности в области постоянно проводятся скрининговое обследование новорожденных для раннего выявления нарушения слуха у детей, ультразвуковой скрининг всем беременным на выявление врожденных пороков развития, медико-генетическая и пренатальная диагностика беременных "групп риска".

Медицинскую реабилитацию детей проводят все лечебно-профилактические учреждения области. Лечение и медицинская реабилитация детей-инвалидов проводится как в лечебно-профилактических учреждениях Мурманской области, так и в центральных клиниках г.г. Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах России.

Реабилитация детей-инвалидов осуществляется и в учреждениях социальной защиты населения, образования.