В соответствии со ст. 108 Лесного кодекса Российской Федерации расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
ОСТом 56-108-98, утвержденным и введенным в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.12.1998 N 203, расшифровывается понятие "воспроизводство лесов" - это процесс воссоздания леса со всеми характерными для него существенными свойствами, подобного прежнему или отличающегося от него. Воспроизводство леса обеспечивается системой лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественному лесовозобновлению, рубкам ухода в молодняках, прореживанием, санитарному оздоровлению леса.
В соответствии с ч. 5 ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации финансирование воспроизводства лесов производится по нормативам, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
Нормативы затрат на воспроизводство лесов по Мурманской области утверждаются ежегодно Министерством природных ресурсов Российской Федерации. На 2004 год нормативы доведены письмом Государственной лесной службы МНР России от 14.07.2003 N ВР-38-54/4690.
Нормативы были разработаны институтом "Росгипролес" по расчетно-технологическим картам на основе типовых норм выработки, действующих в субъектах Российской Федерации. Расчеты производятся с учетом цен Госкомстата России и информации Минэкономразвития России о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год. Нормативы затрат включают текущие расходы и расходы на восстановление основных фондов. К текущим расходам относятся прямые затраты на проведение работ и общепроизводственные расходы, которые определены по их удельному весу в общем объеме фактически произведенных прямых затрат на ведение лесного хозяйства за последние два года.
В нормативах предусмотрены затраты на восстановление основных средств. В соответствии с нормативами общие затраты на воспроизводство лесов составляют 39088,0 тыс. рублей.
Соотношение фактических затрат на воспроизводство лесов и сумм средств выделяемых на эти цели из областного бюджета за последние четыре года представлены в таблице N 1.
В 2003 году областным бюджетом финансируются мероприятия по воспроизводству лесов в объеме 5000,0 тыс. рублей, что составляет всего 14,17 процента от расчетной суммы стоимости работ по выполнению данных мероприятий, однако, в 2003 году в областной бюджет поступило 12,1 млн. рублей. Областным бюджетом предусматривается финансирование работ по воспроизводству лесов в 2004 году в размере 8000 тыс. рублей. Расчет сумм поступления доходов от лесного хозяйства в областной бюджет на 2004 год представлен в таблице N 2. Учитывая биологические, климатические особенности области, объективные обстоятельства, УПР может перераспределять средства, выделенные из областного бюджета на воспроизводство лесов в пределах программы, не меняя итоговых цифр. Недофинансирование областным бюджетом работ по воспроизводству лесов приводит к искусственному удешевлению лесхозами стоимости выполнения работ, т.е. отказ от передовых технологий, несоблюдение технологических требований, покупки дешевых материалов, семян, удобрений и химикатов, выплат низкой заработной платы.
Таблица N 1
Год | Фактические | Профинансировано | Сумма | Разница между | |
Сумма, | В % от общ. | ||||
1999 | 7405,0 | 1224,0 | 16,5 | 2294,2 | + 1070,2 |
2000 | 13768,0 | 1902,6 | 13,8 | 2025,9 | + 123,3 |
2001 | 16059,0 | 2064,6 | 12,9 | 3367,0 | + 1302,4 |
2002 | 13833,0 | 4173,0 | 30,3 | 3343 | - 830 |
2003 | 17106,3 | 5000,0 | 15,2 | 12065,3 | + 7065,3 |
По прогнозам поступления от лесного хозяйства в 2004 году в областной бюджет должны составить 13961 тыс. руб.