Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 23.06.2016)


1.2.2. Управление находящимися в государственной собственности Мурманской области пакетами акций


Управление государственными пакетами акций и долями в хозяйственных обществах, принадлежащими на праве собственности Мурманской области, предполагает их использование в качестве средств, обеспечивающих право на участие в управлении хозяйствующим субъектом, и приносящего доходы самостоятельного объекта управления. По каждому государственному пакету акций необходимо определять инвентаризационную стоимость, социальную значимость, цели владения акциями, а также соотношение долей прибыли, направляемых на развитие предприятия и на дивиденды.

Для учета специфики управления пакетами акций в зависимости от особенностей активов рекомендуется провести группировку предприятий, для которых государственная стратегия управления ценными бумагами во многом является сходной.

С учетом особенностей социально-экономической структуры Мурманской области целесообразно выделить следующие четыре группы предприятий.

1. Социально значимые предприятия.

Обладание государством пакетами ценных бумаг этих предприятий следует рассматривать как управление стратегическими ресурсами. Область будет вынуждена сохранять в казне ценные бумаги таких предприятий независимо от эффективности их производства. Во многих случаях эти предприятия объективно являются низко рентабельными или даже убыточными, так как работают в непривлекательных для частного бизнеса отраслях и поддерживают на производимую продукцию (услуги) определенный уровень цен, доступных для социально незащищенных слоев населения. Область в большинстве случаев оказывает этим предприятиям финансовую поддержку в виде льготных кредитов, дотаций, снижения ставок налогообложения, арендной и рентной платы.

2. Градообразующие предприятия.

При управлении государственным пакетом акций таких предприятий следует установить оптимальный баланс между экономическими и социальными целями. С одной стороны, необходимость сохранения рабочих мест требует, чтобы область воздействовала на максимальное реинвестирование полученной на предприятиях прибыли в расширение производства. С другой стороны, государство как акционер должно обеспечивать повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции с тем, чтобы предприятия могли привлекать внешние инвестиции, быть более прибыльными для акционеров.

3. Бюджетообразующие предприятия.

К этой группе относятся потенциально высокодоходные предприятия, занимающие перспективные рыночные ниши. Несмотря на то, что доля вклада каждого из них в государственный бюджет относительно невелика, за счет их значительного количества можно сформировать большую долю областного бюджета. В управлении пакетами ценных бумаг таких предприятий очевидный приоритет следует отдавать целям, направленным на извлечение ресурсов из корпоративной собственности. Часть этих предприятий эффективно работают уже в настоящее время, другие нуждаются в обновлении менеджмента, что следует проводить исходя из интересов Мурманской области как акционера.

4. Проблемные предприятия.

При управлении государственными пакетами ценных бумаг нерентабельных и убыточных предприятий Мурманской области следует учитывать, что затраты на реструктуризацию, замену менеджмента и вывод предприятий в число рентабельных превышают потенциальную экономическую выгоду, которую может получить государство от владения долей их уставного капитала. В ряде случаев использование корпоративной собственности сводится к продаже всего пакета ценных бумаг проблемного предприятия и приобретению на вырученные средства более перспективных ценных бумаг. При высокой доле Мурманской области в уставном капитале предприятия продаже пакета акций может предшествовать предпродажная подготовка предприятия по результатам предварительных экономических расчетов. Для большей обоснованности решений по предприятиям этой группы необходим мониторинг всех видов стоимости проблемных предприятий - балансовой, ликвидационной, рыночной, инвестиционной и потенциальной. По результатам мониторинга некоторые из проблемных предприятий, состояние которых реально улучшилось, могут быть переведены в группу бюджетообразующих предприятий области.

Следует учитывать, что одни и те же предприятия могут быть отнесены в разные классификационные группы. Для каждой группы предприятий должен быть учтен принадлежащий государству пакет акций. Государственную областную политику при управлении пакетами ценных бумаг необходимо увязывать с распределением долей в уставном капитале таких предприятий.

Оптимизацию портфеля активов Мурманской области следует проводить за счет выполнения следующих мероприятий:

- увеличение, уменьшение и продажа государственного пакета акций либо приобретение акций Мурманской областью;

- проведение государственной политики посредством голосования на общих собраниях акционеров, а также с помощью представителей государства в органах управления акционерных обществ;

- выполнение процедур реорганизации акционерных обществ, создания вертикально интегрированных структур для решения конкретных задач экономического развития области;

- использование дополнительных эмиссий ценных бумаг для решения конкретных экономических задач акционерных обществ и области;

- обеспечение акционерных обществ инвестициями с помощью инструментов рынка ценных бумаг таких, в частности, как государственная поддержка привлечения инвестиций.

Важной задачей в реализации управленческих решений области при управлении пакетами акций является внедрение принципов рационального менеджмента, основанных на комплексной информатизации, глубоком анализе, точном расчете, моделировании и прогнозировании ситуаций, выработке и реализации инновационных стратегий.

Повышение эффективности института представителей Мурманской области в органах управления акционерных обществ следует обеспечивать, прежде всего, за счет четкого нормативного, кадрового, ресурсного и организационного обеспечения процедуры их назначения и замены, предоставления директив, анализа отчетности и принятия решений, соответствующих позиции органов областной власти по вопросам деятельности акционерных обществ с государственными долями.