Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 23.06.2016)


 1.2.1. Управление государственными областными унитарными предприятиями и государственными областными учреждениями


Структурные преобразования государственных областных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), путем реорганизации, приватизации либо ликвидации должны стать приоритетными. Сохранение действующих унитарных предприятий, основанных на собственности Мурманской области, допустимо лишь в случаях, когда цели и задачи их деятельности не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Унитарные предприятия могут быть сохранены при следующих условиях:

- производства отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота, ограниченных в применении или обеспечивающих экологическую безопасность;

- использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе необходимого для обеспечения техногенной, экологической и иной безопасности области, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;

- решения социальных задач путем производства товаров и предоставления услуг по минимальным ценам;

- осуществления установленных законами дотируемых видов деятельности, в том числе поддержки социально-необходимых убыточных производств;

- обеспечения стабильного функционирования инфраструктуры области, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов и услуг;

- проведения эксклюзивных научно-технических разработок инновационной направленности, изготовления уникальных видов продукции, выполнения оригинальных работ и оказания услуг;

- производства отдельных высокоприбыльных видов продукции (с целью изъятия ренты);

- иных целей, определенных законодательством Российской Федерации и Мурманской области.

Интересы области и способы ее влияния на хозяйственную деятельность унитарных предприятий должны быть закреплены в учредительных документах этих предприятий и в трудовых договорах с их руководителями.

Кроме того, необходимо отражать в нормативных документах:

- процедуру принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий;

- основные показатели эффективности деятельности унитарных предприятий;

- порядок назначения, проведения аттестации и увольнения руководителей унитарных предприятий и учреждений;

- требования к руководителям унитарных предприятий и учреждений, критерии оценки их деятельности.

При принятии решения о создании унитарных предприятий целесообразно устанавливать:

- цели и задачи предприятия, состав и структуру имущественного комплекса, необходимого и достаточного для выполнения уставных целей;

- местоположение предприятия, обеспеченность и возможности развития территории и инфраструктуры, влияние на экологическую обстановку;

- показатели эффективности функционирования предприятия;

- технико-экономическое обоснование.

В процессе управления унитарными предприятиями необходимо:

- оптимизировать их количество и отраслевую принадлежность;

- ежегодно разрабатывать прогноз показателей экономической эффективности производства;

- постоянно проводить мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности;

- проводить отраслевой и территориальный сравнительный анализ и оценку эффективности функционирования унитарных предприятий;

- контролировать сохранность, восстановление и целевое использование имущества, переданного им в хозяйственное ведение или оперативное управление;

- контролировать тарифы на услуги физическим и юридическим лицам;