Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Мурманской области" на 2004 год (утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 28.05.04г. № 183-ПП)

Приложение 3
                           к Программе

Подпрограмма

"Восстановление и охрана водных объектов Мурманской области на 2004 год"

                        

Мурманск, 2003 г.


Содержание проблемы и обоснование ее решения

Поверхностные воды Кольского полуострова загрязнены сточными водами крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, энергетической, жилищно-коммунальной и рыбной отраслей, деятельность которых привела к значительным отрицательным последствиям для водной среды. Серьезное опасение также вызывает техническое состояние гидротехнических сооружений и систем коммунального водоснабжения.

        В этой связи для области актуален вопрос улучшения состояния поверхностных водных объектов и улучшение качества подаваемой воды потребителям, а также реализации мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия вод и обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

         Подпрограмма восстановления и охраны водных объектов Мурманской области, ежегодно разрабатываемая с 1999 года, направлена на реализацию основных положений государственной концепции России по охране окружающей природной среды, обеспечение устойчивого развития водного хозяйства территории, сохранение и восстановление водных объектов.

       В соответствии с Законом Мурманской области от 14.04.1999 № 141-01-ЗМО "О плате за пользование водными объектами на территории Мурманской области" плата за водопользование взимается с 01 июля 1999 года. Сумма поступлений за пользование водными объектами за этот период составила: в 1999 г. - 17,737 млн. рублей, в 2000 г. - 31,970 млн. рублей, в 2001 г. - 48,372 млн. рублей, в 2002 г. -142,1 млн. рублей, план на 2003 г. - 389,3 млн. рублей, прогноз на 2004 год - 378,883 млн. рублей (в части средств, поступающих в областной бюджет).

        Проект подпрограммы "Восстановления и охрана водных объектов Мурманской области на 2004 год" предусматривает финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий в объеме 15,3 млн. рублей. Эта сумма составит всего лишь 4% от прогноза поступлений платы за пользование водными объектами в областной бюджет.

         Из общей суммы средств подпрограммы планируется направить на:

         - строительство водохозяйственных объектов - 13,0 млн. руб.;

         - проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы  - 1,100 млн.руб.;

- мероприятия по информационному, техническому и научно- методическому обеспечению управления использованием и охраной водных объектов - 1,0 млн. руб;

       - прочие работы и затраты - 0,2 млн. руб.

В целях надежного обеспечения водоснабжения в программу включено долевое участие в строительстве 3-й нитки водовода от озера Пермус до водоочистных сооружений г. Оленегорска.

Для стабильной работы системы водоснабжения и теплоснабжения г. Оленегорска необходимо строительство нового водовода диаметром 800 мм, протяженностью 7 км. Два действующих водовода находятся в крайне ветхом состоянии, остановка одного из водоводов приводит к нарушению водоснабжения города. Строительство водовода разбито на три пусковых комплекса.

       Строительство первого пускового комплекса, участок водовода протяженностью 900 м от насосной станции оз. Пермус до действующей камеры в районе ГУ ДСП, будет проводится в три этапа. Водоводы на этом участке затруднены в эксплуатации, так как пролегают под железной дорогой. Стоимость работ первого пускового комплекса - 20,153 млн. рублей. На его строительство планируется выделить областным бюджетом 3,5 млн. руб., материалы приобретаются за счет средств ГОУП "Оленегорскводоканал".

       Существенное негативное воздействие на экологическую обстановку оказывает сброс в Кольский залив неочищенных канализационных стоков города Мурманска. Рыбохозяйственный водоем высшей категории, особенно его южная часть, по результатам гидрохимических наблюдений характеризуется высоким уровнем загрязнения. Качество вод в южном колене Кольского залива за 2002 год оценивается, как и в прошлые годы, V классом: воды грязные (ИЗВ = 2.05). Для улучшения гидрохимического режима Кольского залива в 1986 году было начато строительство городских канализационных сооружений. В составе стройки предусмотрены три пусковых комплекса:

       - I п.к. - КОС Северного района - 260 тыс.м3/сут;

         - II п.к. - Главная насосная станция с коллекторами;

         - III п.к. - КОС Южного района - 60 тыс.м3/сут

       В настоящее время ведутся работы по завершению строительства первого пускового комплекса. В 2004 году за счет средств подпрограммы планируется профинансировать работы по проекту "Расширение и реконструкция канализации города Мурманска" второй пусковой комплекс в объеме 5,5 млн. рублей. Планируется также финансирование данного объекта из федерального бюджета. (в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 ь 675).

        Не менее остро стоит вопрос реконструкции КОС с. Ловозеро. За счет средств подпрограммы в 2004 году планируется профинансировать работы по реконструкции канализационных очистных сооружений села Ловозеро в сумме 4,0 млн. руб. Из федерального бюджета на данный объект также предусматривается выделение средств в рамках ФЦП "Жилище". В настоящее время в реку Вирму продолжается сброс недостаточно очищенных сточных вод села Ловозеро. В сбросах преобладают соединения азота (5,5 т), органические вещества (20,0 т) и взвешенные вещества (18,0 т). Реконструкция позволит произвести замену изношенного оборудования и уменьшить антропогенное воздействие на реку Вирма.

В 2004 году будут завершены проектные работы по разработке Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) бассейна реки Нива, включая разработку проекта установления водоохранных зон (ВОЗ) и прибрежных защитных полос (ПЗП), а также планируется начать работу по корректировке проекта ВОЗ и ПЗП для основного русла реки Тулома. Данные водные объекты испытывают значительные антропогенные нагрузки и являются основными источниками использования водных ресурсов на различные нужды, в т.ч. и хозяйственно-питьевые. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предупреждения вредного воздействия вод.

         В целях предупреждения наводнений необходимо разработать технико-экономическое обоснование и проект инженерных мероприятий по защите левобережной части села Варзуга от затопления в период прохождения высоких паводковых вод. Увеличение частоты затопления и подтопления села (за последние 5 лет критические уровни наблюдались 3 раза) связано со значительными материальными ущербами населению.

        Необходимо также продолжить работы по ведению системного мониторинга водных объектов - основе качественной оценки вод и определения источников загрязнения для принятия управленческих решений в т.ч. по нормированию пользования водными ресурсами и предельно допустимому воздействию на водные объекты. Подпрограммой на 2004 год предусмотрен резерв денежных средств на финансирование предупредительных противопаводковых мероприятий.

Выбор мероприятий для включения в данную подпрограмму определился остротой водохозяйственных проблем, необходимостью завершения проектных и строительных работ, необходимостью реализации требований законодательных документов, программ и комплексных схем использования и охраны водных объектов.