______________________________________________________________________________
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2003 г. N 318-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2004 ГОД
В соответствии со статьей 70 Устава Мурманской области и Генеральным соглашением о взаимодействии в области природопользования и охраны окружающей среды между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Мурманской области от 27.12.2002 N ВА-01-18/550, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Экология и природные ресурсы Мурманской области" на 2004 год с подпрограммами: "Восстановление и охрана водных объектов Мурманской области на 2004 год", "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Мурманской области на 2004 год", "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Мурманской области на 2004 год", "Воспроизводство лесов Мурманской области на 2004 год" (не приводится).
2. Департаменту финансов Мурманской области (Никитаев) предусмотреть в проекте областного бюджета на 2004 год финансовые средства на реализацию программы в сумме 83850 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам: "Восстановление и охрана водных объектов Мурманской области на 2004 год" - 15300 тыс. рублей, "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Мурманской области на 2004 год" - 45600 тыс. рублей, "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Мурманской области на 2004 год" - 17950 тыс. рублей, "Воспроизводство лесов Мурманской области на 2004 год" - 5000 тыс. рублей.
3. Контроль за ходом реализации программных мероприятий возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономики Мурманской области Мотлохова В.Н.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
на 2004 год
г. Мурманск, 2003 г
Наименование "Экология и природные ресурсы Мурманской
Программы области" на 2004 год
Дата принятия решения постановление Правительства Мурманской
о разработке области от 27.12.2002 № 265-ПП/9 "О порядке
Программы разработки, утверждения и реализации
региональных целевых программ Мурманской
области"
Перечень подпрограмм - "Геологические изучение недр и
воспроизводство минерально-сырьевой базы"
(приложение 1);
- "Охрана и гигиена окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности"
(приложение 2);
- "Восстановление и охрана водных объектов"
(приложение 3);
- "Воспроизводство лесов" (приложение 4);
Государственный департамент строительства, архитектуры и
заказчик-координатор жилищно-коммунальной реформы Мурманской
по объектам области
капитального
строительства
Государственный Управление природных ресурсов и охраны
заказчик окружающей среды МПР России по Мурманской
области.
В соответствии с действующим
законодательством УПР по Мурманской области
учитывает имущество, создаваемое или
приобретаемое за счет средств областного
бюджета в рамках данной Программы на
разделительном балансе как областное и
распоряжается им исключительно по
согласованию с Правительством Мурманской
области
Разработчики Управление природных ресурсов и охраны
Программы окружающей среды МПР России по Мурманской
области, департамент строительства,
архитектуры и жилищно-коммунальной реформы
Мурманской области, ОАО "КГИЛЦ"
Цели и задачи Цель Программы : сбалансированное и
Программы устойчивое развитие природно-сырьевой базы
и удовлетворение потребностей экономики
Мурманской области (с учетом конъюнктуры
мирового и внутреннего рынка, а также
геополитических интересов и ресурсной
безопасности Российской Федерации) в
различных видах полезных ископаемых,
водных, лесных и биологических ресурсах, а
также обеспечение конституционных прав
граждан Российской Федерации на
благоприятную окружающую среду
Основные задачи:
- обеспечение потребностей экономики
Мурманской области и Российской Федерации в
различных видах природных ресурсов на
принципах их комплексного и рационального
использования;
- обеспечение устойчивого социально-
экономического развития Мурманской области
и заложение базиса на долгосрочную
перспективу за счет технико-эколого-
экономического обоснования и вовлечения в
хозяйственный оборот высокоэффективных
сырьевых источников (в том числе
нетрадиционных для региона видов ресурсов),
обладающих высокой конъюнктурой на
отечественном рынке и большим экспортным
потенциалом;
- осуществление мер по охране и
воспроизводству природных ресурсов;
- стабилизация экологической обстановки в
регионе и ее улучшение;
- предотвращение деградации, сохранение и
восстановление природных комплексов;
- развитие сети особо охраняемых природных
территорий, сохранение биоразнообразия;
- формирование системы комплексного
мониторинга природных ресурсов и состояния
окружающей среды;
- формирование нормативно-правовых и
экономических механизмов государственного
регулирования в сфере изучения,
воспроизводства, использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Сроки и этапы начало - 01 января 2004 г.
реализации Программы окончание - 31 декабря 2004 г.
Исполнители - администрации городов и районов области;
подпрограмм и - управления жилищно-коммунальных хозяйств
основных мероприятий муниципальных образований;
Программы - государственные и муниципальные унитарные
предприятия;
- научно-исследовательские институты и
центры;
- заповедники, заказники;
- комитеты и отделы образования, учреждения
образования и культуры;
- общественные экологические организации;
- лесхозы Управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по
Мурманской области;
- геологоразведочные предприятия Мурманской
области (ОАО: МГРЭ, ЦКЭ, КГИЛЦ и др.).
По вновь вводимым объектам исполнители
определяются на основе проведения конкурсов
Объемы и источники Общий объем финансирования -
финансирования 83 850 тыс.рублей
Источник финансирования - областной бюджет
Затраты по подпрограммам:
- "Геологические изучение недр и
воспроизводство минерально-сырьевой базы" -
45 600 тыс.рублей;
- "Охрана и гигиена окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности" -
17 950 тыс.рублей;
-"Воспроизводство лесов" - 5 000 тыс.рублей;
- "Восстановление и охрана водных объектов"
- 15 300 тыс.рублей
Ожидаемые конечные В области обеспечения экономики области
результаты реализации минерально-сырьевыми ресурсами:
подпрограмм - прирост ресурсов полезных ископаемых::
никель -50 тыс.т. (Р2), золото - 75 т.
(Р1+Р2), платиноиды - 10 т. (Р2), алмазы -
10 млн.карат (Р3),
вода - 210 тыс.м3/сут.(С2);
- привлечение инвестиций в горно-
промышленный комплекс области лесными
ресурсами:
- лесовосстановление на площади 3500 га;
- создание резерва лесных семян и
посадочного материала
водными ресурсами:
- повышение водообеспеченности населения за
счет строительства и реконструкции 4
объектов водохозяйственного назначения;
- предотвращение затопления территорий
в области охраны окружающей природной
среды:
- снижение выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух, сбросов загрязненных
сточных вод в поверхностные водные объекты;
- предотвращение загрязнения почв и
грунтовых вод;
- развитие системы комплексного мониторинга
окружающей среды;
- регулирование системы обращения с
отходами производства и потребления,
создание и обустройство полигонов ТБО;
- развитие сети особо охраняемых природных
территорий;
- сохранение уникальных природных
комплексов Кольского полуострова, мест
обитания редких и исчезающих видов животных
и растений
Система организации ежеквартальная и годовая отчетность в
контроля за департамент экономики Мурманской области,
исполнением Программы предоставление документов для внесения в
реестр областного имущества объектов
областной собственности, созданных или
приобретенных в рамках данной Программы,
ежеквартальная и годовая отчетность в
комитет имущественных отношений Мурманской
области согласно постановлению Губернатора
Мурманской области от 22.04.1999 № 165-ПГ
Основной проблемой недропользования Мурманской области на сегодняшний день является истощение минерально-сырьевой базы (МСБ) горно-промышленного комплекса по традиционным для области видам сырья (медно-никелевые, апатитовые и железные руды) и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства.
Высокорентабельная приповерхностная часть большинства крупных и уникальных месторождений традиционных видов сырья практически выработана в ходе многолетней интенсивной эксплуатации. В связи с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых значительно увеличиваются прямые производственные затраты и капитальные вложения, сохраняется тенденция к ухудшению качества добываемых руд и усложняются условия их разработки. Все это ведет к снижению рентабельности производства, удорожанию конечной продукции предприятий и, как следствие, к потере конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Кроме того, в результате резкого сокращения геологоразведочных работ прирост запасов по основным видам минерального сырья не восполняет уровни их добычи (погашения в недрах).
Так, за период с 1996 по 2002 год объем добычи по основным видам минерального сырья на территории области составил:
- железные руды - 149 млн.т.;
- медно-никелевые руды - 56 млн.т;
- апатитовые руды - 253 млн.т.
Прирост запасов по этим видам сырья за тот же период составил:
- железные руды - 46,9 млн.т;
- медно-никелевые руды - 4 млн.т.;
- апатитовые руды - 16 млн.т.
Причем необходимо отметить, что с 2000 года прироста запасов по перечисленным видам сырья не было.
Ситуация осложняется значительным сокращением объемов активных запасов.
Несмотря на среднесрочную в целом обеспеченность, объемы запасов, подготовленные к промышленной отработке в рамках действующих проектов, для большинства предприятий области не позволяют обосновать инвестиционную привлекательность и перспективу устойчивого развития даже на ближайшие несколько лет.
В этой связи возрастает актуальность выявления новых источников нетрадиционных и высоколиквидных видов полезных ископаемых (в первую очередь - в освоенных рудных районах), потенциал которых должна обеспечить компенсация выбывающих сырьевых баз.
Не менее серьезной проблемой для Мурманской области является перевод хозяйственно-питьевого водоснабжения большинства населенных пунктов на подземные источники, так как большинство поверхностных источников водоснабжения подвержены интенсивной техногенной нагрузке. В связи с этим весьма актуальными становятся работы по поискам и оценке источников подземных вод.
Еще одной важной задачей является обеспечение информационной деятельности в сфере недропользования, направленной на создание интегрированной многоуровневой системы качественных и достоверных ресурсов геологической информации, предназначенной для увеличения эффективности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов.