ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2003 г. N 267-ПП/13
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА" НА 2004 - 2008 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 N 77-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" от 13.11.2001 N 790, в целях улучшения эпидемической ситуации в Мурманской области, повышения эффективности мероприятий по борьбе с туберкулезом Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую региональную целевую программу "Защита населения Мурманской области от туберкулеза" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа) (не приводится).
2. Утвердить комитет по здравоохранению Мурманской области государственным заказчиком Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать с участием территориальных центров госсанэпиднадзора и органов здравоохранения муниципальные целевые программы по защите населения от туберкулеза на 2004 - 2008 годы, предусмотрев финансирование за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
4. Направить настоящую Программу в Мурманскую областную Думу для утверждения.
5. Контроль за ходом реализации Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА" на 2004-2008 годы
г. Мурманск
Наименование - региональная целевая программа
Программы "Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
(далее - Программа)
Дата принятия решения - постановление Правительства
о разработке Мурманской области от 05.08.2002 № 285-
Программы, ПП "О разработке региональных целевых
дата ее утверждения программ"
Основание для решения - постановление Правительства Российской
о разработке Федерации от 13.11.2001 № 790 "О
Программы федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального
характера (2002-2006)";
- постановление Правительства
Российской Федерации от 05.11.1997
№ 1387 "О мерах по стабилизации и
развитию здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации"
Государственный - комитет по здравоохранению
заказчик Мурманской области
Программы
Основные разработчики - комитет по здравоохранению
Программы Мурманской области;
Мурманский областной
противотуберкулезный диспансер
Цели и задачи - стабилизация эпидемиологической
Программы, ситуации, связанной с туберкулёзом на
показатели территории Мурманской области
заболеваемости и (своевременное выявление больных,
важнейшие целевые стабилизация показателей
показатели заболеваемости, смертности;
- развитие материально-технической
базы противотуберкулёзной службы;
- совершенствование методов ранней
диагностики туберкулёза;
повышение эффективности лечения
больных туберкулезом;
- профилактика заболеваний
туберкулёзом медицинского персонала;
- подготовка медицинских кадров по
вопросам профилактики, диагностики и
лечения туберкулеза
Сроки и этапы - 2004-2008
реализации Программы
Исполнители Программы - администрации городов и районов
и основных Мурманской области;
мероприятий - комитет по здравоохранению
Мурманской области;
- областной противотуберкулезный
диспансер;
- центр государственного санитарно-
эпидемиологического
надзора в Мурманской области;
- УИН Минюста РФ по Мурманской
области
Объемы и источники - общее финансирование:
финансирования 2004 год - 96 212 тыс.руб.
2005 год - 63 376 тыс.руб.
2006 год - 72 937 тыс.руб.
2007 год - 71 984 тыс.руб.
2008 год - 55 504 тыс.руб.
в том числе
- из областного бюджета:
2004 год - 41 750 тыс.руб.
2005 год - 29 271 тыс.руб.
2006 год - 34 532 тыс.руб.
2007 год - 34 312 тыс.руб.
2008 год - 34 012 тыс.руб.
- из бюджетов городов и районов
Мурманской области:
2004 год - 22 102 тыс.руб.
2005 год - 16 970 тыс.руб.
2006 год - 27 260 тыс.руб.
2007 год - 26 527 тыс.руб.
2008 год - 15 347 тыс.руб.
- из федерального бюджета
2004 год - 32 360 тыс.руб.
2005 год - 17 135 тыс.руб.
2006 год - 11 145 тыс.руб.
2007 год - 11 145 тыс.руб.
2008 год - 6 145 тыс.руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых
возможностей.
Ожидаемые конечные - стабилизация эпидемиологической ситуации результаты реализации по туберкулезу;
Программы
- выявление при профилактических осмотрах
не менее 50% впервые заболевших
туберкулезом больных;
- увеличение показателя излечения впервые
выявленных больных;
- сокращение расходов на дорогостоящее
стационарное лечение;
- обеспечение безопасных условий труда
сотрудников противотуберкулезной службы
Система организации - контроль за реализацией программы
контроля за исполнением осуществляет заместитель Губернатора
Программы Мурманской области,
курирующий здравоохранение
Региональная целевая программа "Защита населения Мурманской области от туберкулеза" на 2004-2008 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)". Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения и реабилитации.
В Российской Федерации туберкулёз остаётся одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100 000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100,0 тыс. населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75 % таких больных умирают в течение первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г.-1,2; 2002 г.-11,5 на 100,0 тыс. населения), причем на долю умерших до 1 года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г.-0,7; 2002 г.-6,6 на 100,0 тыс. детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г.- 480,0; 2002 г.- 486,6 на 100 тыс. осужденных; тюрьмы - 2001 г.- 1861,2; 2002 г.- 1476,0 на 100 тыс. заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственноустойчивыми формами туберкулёза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2% пациентов. Начиная с 1991 г. в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулёза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственноустойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 г. - 15 %, 2002 г. - 44 %; вторичная устойчивость в 1991 г. - 57%, 2002 г. - 84 %).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими обследованиями охвачено только 50% населения, что приводит к недовыявлению 30% больных ежегодно и ведёт к утяжелению форм туберкулёза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
На современном этапе лечение больных с лекарственноустойчивыми формами туберкулёза должно быть комплексным, включающим не менее пяти-шести противотуберкулёзных препаратов, стоимость которых значительно превышает стоимость препаратов используемых при чувствительных формах туберкулёза.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения данной группы больных.
Курс лечения пациентов с множественной устойчивостью (согласно рекомендациям ВОЗ "Руководство по организации пилотных проектов, направленных на лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, 2002 г.") включает:
- минимум четыре препарата (а в некоторых случаях восемь), к которым сохранена чувствительность;
- высшие дозы из рекомендуемых;
- курс лечения от 18 до 24 месяцев.
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" раздел II п.5 "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" режим химиотерапии - комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований, а также организационные формы проведения лечения - определяются в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, режим IY (лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью фазы не менее шести месяцев и три противотуберкулезных препарата на фазе продолжения с длительностью фазы не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулёзных препаратов для лечения больных с устойчивыми формами туберкулеза осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительное финансирование из местного бюджета. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15 %.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном среди социально-неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60 % впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулёзом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2001 г. - 1861,2 на 100,0 тыс. заключённых).
Большинство пациентов - бывшие заключённые, лица без определённого места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40 % больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50 % досрочных выписок из стационара МОПТД обусловлены злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Отсутствие средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводят к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здания стационара не соответствуют "Санитарным правилам
устройства, оборудования и эксплуатации больниц", в связи с чем ЦГСЭН в г. Мурманске неоднократно давал предписания о необходимости их реконструкции.
Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск-Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап - 1997-2001 годы
II этап - 2002- 2004 годы
Цели проекта:
1. Повышение эффективности диагностики и безопасности лабораторий, исследующих биоматериал.
2. Развитие стратегий контроля и лечебных услуг.
3. Развитие системы поставок и снабжения лекарственными препаратами.
4. Обучение и обмен экспертами.