Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой, а также научными учреждениями. До 1990 года комплекс давал стране до 15% всего производимого объема рыбо- и морепродукции, т. е. более 1,2 млн. тонн.
В 2000 г. вылов рыбы и морепродуктов составил 602,6 тыс. т, что на 48,7 % меньше уровня 1990 г. Выпуск рыбной продукции береговыми предприятиями определился примерно в 20 тыс. т, что в 5 раз меньше, чем в 1990 г. (рис. 5).
Рис.5. Динамика производства важнейших видов рыбной продукции в Мурманской области
Структура флота за 90-е годы существенно изменилась: количество крупных и больших судов уменьшилось, а средних - возросло. Имеющиеся на бассейне рыбопромысловые и транспортные суда в своей массе являются высокозатратными и низкотехнологичными. Свыше 60 % судов в соответствии с существующими нормативами имеют предельный срок эксплуатации.
На бассейне сложилась ситуация, когда среднетоннажные суда добывают в 2-3 раза меньше своих возможностей, что связано с диспропорцией между их количеством и объемом сырьевой базы.
С прекращением экспедиционного лова в отдаленных районах промысла сократилась потребность в крупнотоннажных транспортных судах. По состоянию на 01.01.2001 г. в ОАО "Севрыбхолодфлот" осталось 24 транспортных судна со средним сроком эксплуатации более 20 лет. Все эти суда, за исключением судов типа МТР, или рефлагированы или работают в других районах и перевозят различные грузы.
На смену им пришли небольшие транспорты, в основном переоборудованные из промысловых судов. В целом на бассейне используется еще 13 транспортных судов и часть промысловых судов Мурманского тралового флота и других промысловых организаций. Однако на уровне 2005 - 2009 годов большинство из них будет списано и при сохранении традиционных районов промысла возникнет потребность в небольших транспортах емкостью до 500 тонн для района Баренцева моря и до 3000 тонн - для более отдаленных районов промысла.
Сложное положение сложилось в сфере переработки рыбы и морепродуктов. В начале 90-х годов выпуск продукции по сравнению с 1990 г. упал в десятки раз. В последующие годы, в основном за счет создания новых предприятий малого бизнеса, производство продукции достигло 20 тыс. т, что примерно в 5 раз меньше уровня 1990 г. Резко сузился ассортимент выпускаемой рыбопродукции.
Практически сохранили потенциал предприятия сферы обслуживания отрасли, однако уровень судоремонта, количество выгружаемых судов и грузов в рыбном порту Мурманска резко сократились. Количество грузов, переработанных в Мурманском морском рыбном порту в 2000 г., в 3,7 раза меньше, чем в 1990.
Вместе с тем, после убыточной работы в прошлые годы в 2000 и текущем годах порт работает прибыльно и постепенно увеличивает объемы переработок рыбной продукции. Снижение объемов судоремонта привело к банкротству основного предприятия - Мурманской судоверфи, однако в целом все судоремонтные предприятия Мурманска могут обеспечить ремонт большинства судов. Наращивание объемов судоремонта сдерживается таможенными правилами. По этим причинам более 60 % объема судоремонта осуществляется за рубежом, сдерживается модернизация судов на российских верфях. Параллельно с судоремонтом предстоит восстановить производство запасных частей на предприятиях Мурманска и Кандалакшском механическом заводе, а также более широко привлекать к организации ремонта и модернизации судов освободившиеся мощности военных судоремонтных предприятий.
В других производствах (изготовление орудий лова и тары) структурные преобразования незначительны. Фабрика орудий лова обеспечивает промысловые организации Северного бассейна по прямым договорам. Помимо фабрики орудий лова на бассейне действуют еще 5-6 предприятий, которые вместе с иностранными заказами обеспечивают полностью потребности в орудиях лова.
Мурманский тарный комбинат продолжает выпуск жестяной тары для выпуска консервов и пресервов, картонтару. Предприятие может обеспечить требуемые потребности в тарных материалах. Выпуск тары осуществляют еще два новых предприятия в Коле и Мурманске.
В рыбной и обслуживающих её отраслях в настоящее время занято около 25 тыс. работников, что более чем в два раза меньше, чем несколько лет назад. На пополнение кадров работают морской колледж, МГТУ, профессиональное училище. В целом предприятия рыбной отрасли и переработки не испытывают недостатка в кадрах, более того есть избыток кадров морской профессии и переработки.
Достаточно квалифицированными остаются кадры в научно-технической области, обеспечивающей предприятия рыбной отрасли. В целом здесь сохранен производственный потенциал и он может более активно использоваться в развитии отрасли.
Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Северного бассейна к началу 2001 г. показала, что в перспективе требует системного решения ряд проблем:
1. наличие существенного дисбаланса между объемами допустимого улова водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия;
2. увеличение пресса на водные биоресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации в связи с сокращением отечественного промысла в экономических зонах других стран и открытых районах Мирового океана;
3. несовершенство системы распределения квот добычи (вылова) морских живых ресурсов по объектам и районам промысла между субъектами рыбохозяйственной деятельности;
4. неполное освоение некоторых видов морских живых ресурсов, доступных для российского промысла как в отечественной экономической зоне, так и в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;
5. снижение объемов и эффективности искусственного воспроизводства водных биоресурсов;
6. высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь, промыслового флота;
7. недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на судах и береговых предприятиях;
8. преобладание в составе экспорта рыбных товаров низкой стадии переработки;
9. хронический дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших высоко- затратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и технологического оборудования береговых производств;
10. несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства страны;