Экспертная оценка промысловых запасов в морях Северо-Европейского бассейна, Северной и Северо-Западной Атлантики организациями Мурманской области
Баренцево море и сопредельные воды
Норвежское море и сопредельные воды
Открытая часть Северной Атлантики
Северо-Западная Атлантика
|
Соотношение прогнозируемых биологических ресурсов и добывающих мощностей, которыми будет располагать Мурманская область в 2005 г. при условии эксплуатации судов сверх нормативных сроков в течение 5 лет, показывает, что мощности для добычи донных гидробионтов в 2005 г. без учета их пополнения будут больше прогнозируемых запасов. При этом необходимо отметить, что наибольшим потенциалом в настоящее время обладают суда, эксплуатируемые по договорам бербоут-чартера, вывозящие уловы за рубеж. В силу этого, а также меньших налоговых поступлений от этих судов (освобождение от НДС, вывод от налогообложения части прибыли и затрат по оплате труда) эксплуатация бербоут-чартерных судов на российских квотах должна быть ограничена. В этом случае будет требоваться пополнение флота для вылова донных видов рыб, так как часть судов уже в настоящее время требует ремонта, в том числе на Класс Регистра. Кроме этого, часть среднетоннажных судов, наряду с добычей донных рыб, в течение года будет заниматься и обловом пелагических гидробионтов, что при сохранении в эксплуатации бербоут-чартерных судов уменьшит дефицит биологических ресурсов, а при их отсутствии - приведет к большему дефициту добывающих мощностей на добыче донных объектов промысла.
Рыночные предпосылки. Они обусловлены достаточно высоким потенциальным спросом населения страны на рыбные товары и других отраслей народного хозяйства на кормовую и техническую продукцию; близостью емких зарубежных рынков, наметившимся ростом доходов населения и улучшением финансового состояния предприятий.
Экономические предпосылки развития рыбного хозяйства связаны с предполагаемым совершенствованием налогового, таможенного и инвестиционного законодательства, в том числе за счет расширения страховых и лизинговых отношений, привлечения иностранных инвестиций; развитием среднего и малого предпринимательства; совершенствованием организационной структуры управления рыбным хозяйством; участием в международном разделении труда и развитием внешнеэкономических связей в области рыболовства.
К основным социальным предпосылкам развития отрасли на Северном бассейне следует отнести ее градообразующий характер и соответствующую социальную инфраструктуру, обеспечивающую требуемый уровень социально-бытовых условий занятых в рыбном хозяйстве, их семей и смежных с ним отраслях.
Целевые установки и задачи по развитию рыбной отрасли на федеральном и местном уровнях могут рассматриваться в двух вариантах.
Первый вариант: рассчитывается из обеспечения ресурсами в объеме 800 - 1000 тыс. т добычи в год в квотируемых районах промысла: Баренцевом и Норвежском морях, других районах Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики. В этом случае имеющиеся мощности для освоения квот донных гидробионтов достаточны до 2005 г., для добычи пелагических рыб необходима модернизация судов-фабрик и привлечение сейнер-траулеров с RSW-танками.
Развитие береговых предприятий рассматривается из расчета поставок около 50000 т донных пород для производства продукции на экспорт и поставок на внутренний рынок, для чего на уровне 2002 - 2003 гг. осуществляется предъявление наиболее подготовленных предприятий на соответствие санитарным требованиям КЕС, а также осуществляется дооборудование береговых предприятий под обработку пелагических пород рыбы: сельди, мойвы, скумбрии с целью снижения затрат на производство продукции и создания конкурентных условий. Осуществляется создание аукционов по продаже продукции из пелагических и донных пород рыб в Мурманске.
Второй вариант: он исходит из безусловного выполнения всех требований первого варианта и предусматривает за пределами 2005 года начало проектирования и строительства судов океанического лова для работы в открытой части океана, в ранее освоенных районах ЦВА, ЮВА, ЮВТО, АЧА, САХе и зонах иностранных государств. Данный вариант должен базироваться на экономических и политических интересах России по промыслу в этих районах и должен предусматривать государственную поддержку строительства судов класса среднесуточного вылова и заморозки до 300 - 500 тонн в сутки, емкостью трюмов до 5000 - 7000 тонн, и длиной до 80 метров. Работа в этих районах промысла должна сопровождаться международными соглашениями и поддержкой финансирования со стороны государства.
Расчет возможных объемов вылова рыбодобывающими судами без их пополнения показывает, что за пределами 2005 года появятся потребности в новых мощностях. Даже задержка списания части судов за счет их модернизации на 5 лет не решит проблемы дефицита в производственных мощностях добывающих судов.
В связи с планируемым промышленным ловом краба необходимо строительство или переоборудование части малотоннажных судов под лов крабовыми ловушками.
С учетом модернизации части флота и строительства новых судов прогнозируется снижение числа занятых в добывающей отрасли. Вместе с тем должно увеличиться число занятых в сфере переработки рыбной продукции на берегу, агентском обслуживании.
Более глубокие изменения требуются в изменении технологии переработки продукции на берегу.
Предприятия, предполагающие выпуск продукции на экспорт в течение 2002 - 2003 годов должны быть сертифицированы на требования КЕС и иметь определенные гарантии поставки продукции для переработки.
Производство для внутреннего рынка может на ближайшее время развиваться на базе массовых пород рыб, добываемых судами с RSW-танками и крупными эффективными морозильными судами.
Имеются возможности глубокой переработки сырья на выпуск рыбьего жира, различных лекарств и биологически активных веществ, а также по промыслу ценных проходных и пресноводных рыб в области. На основании долгосрочного гидрологического прогноза ПИНРО в рассматриваемый период определен ОДУ для промышленного и лицензионного лова лососевых в 700 - 750 тонн, а ОДУ горбуши в нечетные годы составляет 100 - 150 тонн. Параллельно с промыслом на внутренних водоемах возрастает эффективность искусственного разведения форели и семги на территории области. С учетом вновь созданного предприятия в губе Лиинахамари планируется увеличение выпуска продукции до 1500 тонн в 2005 году и постепенным увеличением производства к 2015 году до 15000 тонн в год.
Заслуживает внимания развитие порта Териберка, как узлового звена по восстановлению прибрежного рыболовства, в том числе по добыче краба, водорослей, кукумарии и других объектов фауны.
В плане сохранения интересов России в Баренцевом и Норвежском морях может быть использован и дополнен проект активизации рыбохозяйственной деятельности на архипелаге Шпицберген.
В части совершенствования работы береговой инфраструктуры необходимо развитие Мурманского морского рыбного порта и портового хозяйства, способного обрабатывать не менее 10 судов одновременно и имеющего специальные причалы для обработки судов, доставляющих охлажденную продукцию, рыбопродукцию наливом и т. д.
В плане модернизации и ремонта судов предлагается произвести их специализацию, исходя из производственных мощностей и потребностей в судоремонте. Необходимо провести сертификацию предприятий и организовать модернизацию судов типа "Моонзунд", "Оболонь", "Союз" и СРТМК, срок службы которых позволяет использовать их на период до 2010 года. Эти работы можно проводить на предприятиях ОАО "Мурманская судоверфь", СРЗ "Нерпа", СРЗ "Севморпуть", СРЗ ММФ.
Модернизации могут подлежать около 40 судов путем увеличения производительности по морозке, установки новых силовых установок, траловых комплексов, переоборудования под ярусный лов и т. д., что позволит повысить их производительность и продлить срок эксплуатации. Для организации переоборудования судов на местных верфях следует изменить таможенное законодательство в части отмены таможенных пошлин на ввозимое из-за границы оборудование, аналога которому нет в России. Используя положительный опыт модернизации траулеров, целесообразно в период 2005 - 2007 годов строительство новых судов на верфях Северного бассейна, возможно в кооперации с западными поставщиками оборудования. Принимая этот вариант развития крупных судоремонтных предприятий, предстоит укрепление докового хозяйства на Мурманской судоверфи, специализация предприятий по ремонту и производству отдельных узлов.
Группа небольших судоремонтных предприятий должна специализироваться на текущем и междурейсовом ремонтах судов и иметь приоритет перед ремонтом на иностранных верфях.
Обновление добывающего флота Мурманской области рассматривается в соответствии с прогнозируемыми объемами вылова рыбы и морепродуктов, производительностью промысла, моральным и физическим старением действующих судов, возможными вариантами пополнения флота.
Наиболее приемлемыми для предприятий Северного бассейна будут суда, способные вести промысел как донных, так и пелагических объектов.
В то же время небольшими фирмами будут приобретаться суда-фабрики меньшей стоимости и, следовательно, меньших возможностей.