Переход экономики России на рыночные принципы хозяйствования поставил одну из важнейших задач для хозяйствующих субъектов - повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и услуг.
Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара (услуги), его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров (услуг). Кроме того, на конкурентоспособность влияют продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя и так далее.
Россия имеет намерение вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), при этом она должна выполнить ряд условий, которые содержатся в 21 типовом соглашении по самым различным направлениям. Основным соглашением является - "Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994" (ГАТТ-94), которое служит своего рода "конституцией экономической свободы" в международной торговле. ГАТТ-94 среди требований выдвигает основное - чтобы субъекты, регулируемые государством, не создавали необоснованных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг между различными государствами в таких вопросах, как:
· национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования;
· антидемпинговые и компенсационные пошлины;
· оценка товаров для таможенных целей;
· сборы и процедуры по оформлению ввоза и вывоза;
· субсидии и правительственная помощь экономическому развитию;
· чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров и услуг;
· территориальные аспекты (приграничная торговля, таможенные союзы, зоны свободной торговли).
Соблюдение соглашений означает, что экономика России будет интегрирована в мировую экономику.
При этом основными проблемами в регионах становятся:
· ограничение возможности применения протекционистских мер по поддержке местного производителя;
· повышение конкуренции со стороны мировой промышленности и, следовательно, разорение местных производителей;
· снижение таможенных и налоговых поступлений.
Однако при этом местные экспортеры получают возможность увеличения доходов за счет отмены в отношении России антидемпинговых мер и, соответственно, могут возрасти доходы бюджетов.
Такие требования вынуждают наши предприятия активизировать работу по повышению конкурентоспособности своей продукции (услуг) и, в первую очередь, за счет качества.
В этом вопросе на первый план выходит проблема управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9000, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием.
В каталоге продукции, производимой в Мурманской области, ведущемся Мурманским центром метрологии и стандартизации, включено только 293 вида товаров (хотя их производится несколько тысяч), из них сертифицировано по ГОСТам - 167, по ОСТам - 20 и по ТУ - 106, причем в основном - это продукция пищевой промышленности.
По международным стандартам серии ИСО 9000 сертифицировано около 20. Сертификация продукции по международным стандартам (а это дело сугубо добровольное), в первую очередь, создает преимущества при получении государственных заказов.
Сертификат на систему качества является "визитной карточкой" предприятия и служит гарантией того, что предприятие способно обеспечивать стабильное качество продукции.
Наличие сертификата избавляет предприятие от различных проверок, облегчает получение банковских кредитов и государственных субсидий, дает преимущества при страховании продукции.
В условиях конкуренции у таких предприятий возрастают возможности в продвижении продукции на экспорт, в поиске потенциальных заказчиков. Таким образом, сертификация систем качества будет служить повышению конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и Правительство области будет оказывать поддержку по:
· разработке, внедрению и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, а на предприятиях, производящих пищевую продукцию - внедрению принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Мурманской области, снижения затрат предприятий в результате проведения действий, направленных на предупреждение появления несоответствующей продукции;
· упорядочению государственного регулирования в сфере обеспечения качества продукции, в том числе:
· совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам качества;
· совершенствованию механизма подтверждения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации;
· созданию областной системы идентификации качества продукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией;