Транспорт.
В Мурманской области имеется достаточно развитая транспортно-дорожная система, представленная всеми видами транспорта, кроме магистрального трубопроводного.
Отраслевая структура грузопотока неустойчива, однако неизменным остается лидирующее положение железнодорожного транспорта. Его доля в общем объеме работ длительное время колебалась в пределах от 42,2% (1993 г.) до 80,8% (1999 г.), а в 2000 году снизилась до 75,8%. Оставшийся грузопоток делят морской и автомобильный виды транспорта, причем с 1996 г. по объему перевозок морской транспорт стал опережать автомобильный.
К числу основных проблем, которые приходится решать практически всем транспортным предприятиям, можно отнести дефицит грузов, старение основных фондов (их износ в среднем по области превышает 57,7%); повышенные издержки, связанные с необходимостью содержать наличные производственные мощности, рассчитанные на гораздо больший объем работ, чем выполняемый фактически; низкая платежеспособность клиентуры.
Возможности для ремонта и закупки новых вагонов, локомотивов, автобусов, ледоколов и транспортных судов у отечественных транспортников не соответствуют потребностям рынка.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт в полной мере обеспечивает потребности региона в перевозках грузов и пассажиров. При этом доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевезенных грузов в 2000 году сократилась до 75,9% (1999 год - 80,8%). Погрузка экспортных грузов в 2000 году по сравнению с 1999 годом сократилась на 9,4%, в том числе всех видов руды - на 40,6%, минеральных удобрений - на 4,5%.
В структуре отправления важнейших грузов Мурманского отделения основное место занимают химические и минеральные удобрения - 43,7%, второе - железорудный концентрат - 28,6%.
Морской транспорт
Основными направлениями работы транспортного флота Мурманской области являются:
· перевозка экспортной продукции и грузов РАО "Норильский никель" в загранплавании и каботаже;
· доставка в Арктику снабженческих грузов и ГСМ в соответствии с программой "Северного завоза";
· вывоз сырой нефти с Варандея, Колгуева и Приобских месторождений;
· ледокольное обеспечение перевозок в Арктике.
ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП) играет ключевую роль в доставке грузов в арктические районы России, выполняя в последние годы 63 - 65% грузоперевозок на трассах Севморпути.
Общий объем перевозок по СМП, с максимального значения в 1987 году - 6,58 млн. тонн снизился в 1999 году до 1,3 млн. тонн.
В наибольшей степени влияние на сокращение объемов перевозок по СМП оказали следующие факторы: уменьшение количества руды, отправляемой Норильским горно-металлургическим комбинатом для переработки на предприятиях КГМК; снижение экспорта леса из арктических портов, прекращение транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей; падение объемов северного завоза в районы Крайнего Севера.
Происходит старение транспортного флота, сопровождаемое интенсивным списанием, в основном судов класса Л-1, без соответствующего пополнения. Средний возраст арктического флота 15 - 17 лет. В 1995 году в Арктике работало 134 единицы, по оценке специалистов после 2001 г. в Арктике смогут работать не более 55 из состава действующих судов.
Ледокольный флот является федеральной собственностью и находится у ОАО "Мурманское морское пароходство" в доверительном управлении. По итогам работы за 2000 год стоимость выполненных услуг ледокольным флотом составила 492,8 млн. руб., при этом расходы за тот же период составили 935,5 млн. рублей. В связи с ростом себестоимости и недостаточностью финансирования из бюджета ледокольный флот является убыточным.
Начиная с 1991 года, объем грузопереработки в Мурманском морском торговом порту снижается за счет сокращения перевозок на экспорт апатита и железной руды, а также медно-никелевой руды в каботаже. В последние годы грузопереработка порта вновь стала расти за счет увеличения объема переработки апатита (в 2000 г. - около 2,8 млн. тонн) и увеличения объемов перевалки экспортного угля (2000 г. - около 4,14 млн. тонн). Подавляющая часть груза транспортируется в порт и из порта по железной дороге. Мурманское отделение Октябрьской железной дороги имеет достаточную пропускную способность, однако короткий участок Мурманск - Кола является однопутным, что является существенным ограничением, так как 95% объемов работы станции Мурманск приходится на ММТП, а поезда, подаваемые в северную часть порта и выходящие из нее, идут по одному пути.
Автомобильный транспорт
На территории области зарегистрировано около 2700 перевозчиков различных форм собственности. Выполнение социально значимых пассажирских перевозок автомобильным транспортом обеспечивают ОАО "Мурманскавтотранс" и ОАО "Автоколонна 1118".
В 2000 году ОАО "Мурманскавтотранс" увеличены по сравнению с 1999 годом перевозки грузов на 21,6% , пассажиров - на 5,7%. Однако, по сравнению с 1991 годом объем перевозок грузов снизился на 59,9%, а объем перевозок пассажиров увеличился на 9,5%.
Предприятиями автомобильного транспорта общего пользования региона ежедневно перевозится более 600 тысяч пассажиров по 150 автобусным маршрутам, из них 70 городских и 55 пригородных, 25 междугородных и 2 международных (в Финляндию и в Норвегию). На маршрутах ежедневно работают 500 автобусов.
Состояние пассажирских транспортных предприятий характеризуется высокой степенью физического износа их фондов.
По состоянию на 01.01.2001 года половина автобусов полностью самортизирована и требует списания, а остальные эксплуатируются со сроком службы от 8 до 10 лет.
В компенсацию сокращения объемов пассажироперевозок основными перевозчиками развивается сеть коммерческих таксомоторов, а также существует частный (нелегальный) извоз.
Воздушный транспорт
В Мурманской области функционируют два гражданских аэропорта "Мурманск" (международной категории) и "Кировск/Апатиты".
Работа аэропортов носит выраженную сезонность.
В 2000 году объем перевозимых воздушным транспортом грузов составил 400 тонн, а количество перевезенных пассажиров - 118 тыс. человек.
Резкое снижение объемов перевозок и отсутствие собственных финансовых средств привели к тому, что в настоящее время для обеспечения безопасной эксплуатации аэродромов, соответствия их производственно-технических комплексов установленным сертификационным требованиям, обеспечивающим безопасность полетов, требуются значительные средства.