Объемы пассажирских перевозок
Показатели 2005 2010 2015
351.23 364.33 344.50 354.34 337.90 344.30
3.1 3.3 3.0 3.3 2.8 3.2
230.2 240.0 224.5 230 219.3 220.0
117.4 120.5 116.4 120.5 115.2 120.5
0.4 0.4 0.4 0.4 0.4 0.4
0.13 0.13 0.2 0.14 0.2 0.20 |
Основными факторами, формирующими пассажиропоток, являются численность населения и его платежеспособность. Первый фактор до 2015 года будет иметь тенденцию к существенному сокращению, а второй к стабилизации и росту. Однако повышение цен с целью снижения убыточности пассажироперевозок фактически не даст возможности значительно увеличить пассажиропоток.
Выполнение прогнозируемых объемов работ невозможно без обновления фондов, без увеличения численности подвижного состава практически на всех видах транспорта. Ниже перечислены основные мероприятия и проекты, выполнение которых обеспечит нормальное функционирование транспорта и связи и позволит выполнить прогнозируемые объемы работ.
Железнодорожный транспорт
Вариант первый. В период с 2000 по 2015 г. ожидается снижение пассажиропотока на 1 % в год в основном за счет сокращения численности населения. Поскольку общий объем грузовых перевозок останется без существенных изменений усилия Мурманского отделения Октябрьской железной дороги будут направлены, в основном, на внутреннюю реорганизацию МООЖД в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта России, а также реализацию технических мероприятий, проведение которых планируется на рассматриваемый период. Среди них:
1. Прокладка второго пути в северную часть Мурманского морского торгового порта для обеспечения своевременной переработки увеличивающихся объемов грузов.
2. Перевод участка Лоухи - Мурманск (440 км) с постоянного на переменный ток.
3. Создание единого центра автоматизации в Санкт-Петербурге.
4. Реконструкция пассажирских вокзалов на железнодорожных станциях Мурманск и Кандалакша при долевом участии в финансировании работ администраций муниципальных образований и Мурманской области.
Вариант второй. В этом варианте заложено меньшее снижение пассажиропотока - на 3,0 % в 2015 году по отношению к 2000 году против 15,0 % первого варианта.
Вариант № 2 предусматривает реализацию всех проектов первого варианта, а также предлагает следующие:
1. Расширение Мурманского и Кандалакшского железнодорожных узлов с целью увеличения их пропускной способности для обеспечения бесперебойной переработки ожидаемых объемов грузов.
2. Строительством второго пути от Мурманска до Колы, что позволит снизить напряженность движения на этом перегоне.
3. Расширение сети железнодорожных билетных касс с одновременным внедрением автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" и новых форм, таких как продажа по сети Интернет.
Морской транспорт
Перспективы роста перевозок в арктическом регионе связаны, в основном, с разработкой прибрежных и шельфовых месторождений нефти и газа Тимано-Печорского и Приобского районов. Их добыча в ближайшие 3 - 5 лет может достичь 2 - 3 млн. тонн в год. Прирост морского грузопотока ожидается также за счет перевозок грузов для обустройства и обеспечения функционирования этих месторождений. Развитие морского транспорта может быть представлено в двух вариантах мероприятий.
Вариант первый:
1. Реализация программы повышения ресурса основного оборудования атомных ледоколов до 150 тысяч часов.
2. Реализация совместно с Минтрансом РФ программы строительства ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт.
3. Строительство серии крупнотоннажных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн для перевозки сырой нефти с месторождений Арктического шельфа в Западную Европу в летнюю навигацию.
4. Внедрение новых технологий при обращении с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), а также решение проблемы дефектного ядерного топлива, хранящегося на плавучей технической базе (ПТБ) "Лепсе".
5. Разработка и реализация транспортно-технологических схем вывоза углеводородного сырья с Приобских месторождений, месторождений Таймырского округа, Республики Саха - Якутия.
Вариант второй. Вывоз сжиженного природного газа объемом до 20 млн. тонн в год от месторождений полуострова Ямал (м.Харасавэй), а также нового грузопотока химических грузов и минеральных удобрений объемом до 1 млн. тонн в год на перспективные рынки Юго-Восточной Азии. Рост грузопотока на СМП создаст возможность для решения проблемы эффективности использования ледокольного флота. По данному варианту необходима реализация следующих проектов:
1. Проект строительства серии танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 60 тысяч тонн для круглогодичной перевозки сырой нефти с месторождений Арктического шельфа на базу перевалки на Кольском полуострове и в Западную Европу.
2. Проект вывоза сжиженного нефтяного газа с месторождений Арктического шельфа в Западную Европу.
3. Разработка и реализация программы вывоза экспортной продукции предприятий Красноярского края Северным морским путем. (Алюминий, черные металлы, лесоматериалы, комбайны и др. продукция машиностроения).