Учитывая принятый за основу сценарий развития экономики области, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности градообразующих предприятий, демографические процессы, можно спрогнозировать ряд показателей состояния социальной сферы в Мурманской области.
Так, численность населения области будет продолжать сокращаться и к 2016 году составит 808 тыс. человек. При этом соотношение городского и сельского населения сохранится за счет возрождения поморских сел, где предполагается ведение прибрежного лова, переработка морепродуктов, а также в небольших объемах сельскохозяйственное производство, направленное на удовлетворение собственных нужд.
В структуре населения сохранятся тенденции сокращения лиц трудоспособного возраста (к 2015 году на 17,7% от 2000 года) и в возрасте младше трудоспособного (почти на 35%) и наоборот роста лиц старше трудоспособного возраста более чем на 40% (табл. 23).
Однако потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах будут удовлетворены с избытком, т. к. занято в нем будет 355 тыс. человек или 71% от трудоспособного населения, в том числе в базовых отраслях народного хозяйства - 133,5 тыс. человек.
При этом уровень безработицы, прогнозируемый ростом к 2005 году до 4,1 % несколько сократится и составит в 2015 году около 3,6 процента.
Исходя из прогнозируемого индекса роста потребительских цен в 2015 году в размере 102 - 104%, стоимость потребительской корзины может составить около 5650 рублей, а прожиточный минимум 6040 рублей в действующих ценах.
При этом средняя заработная плата в месяц по всему народнохозяйственному комплексу составит более 17000 рублей, а среднедушевой доход - около 15000 рублей.
Основываясь на принятой системе индексации пенсий, ее средний размер к 2015 году должен достигнуть 5500 рублей и практически сравняться со стоимостью потребительской корзины.
При этом расчеты показывают, что уровень бедности снизится с 25 до 12 процентов, что объясняется, с одной стороны, ростом доходов занятого оплачиваемым трудом населения, а с другой стороны, все еще высоким уровнем безработицы.
Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней создает возможность формировать в структурах областного и муниципальных бюджетов инвестиции на развитие материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также иных направлений, финансируемых за счет местных бюджетов.
Прогноз развития социальной сферы выходит за рамки данной Стратегии. Однако в ходе ее реализации предусматривается возможность формировать обоснованные краткосрочные и среднесрочные региональные и муниципальные целевые программы.