ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2003 года N 120-ПП/7
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 09.11.2006 N 423-ПП/12 (ред. 22.10.2010))
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.01.2002 N 23-ПП/1 и протоколом заседания Комиссии по реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года от 21 декабря 2002 года Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить региональную программу "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить департамент строительства, архитектуры и жилищно-коммунальной реформы Мурманской области государственным заказчиком - координатором настоящей Программы.
3. Направить настоящую Программу в Мурманскую областную Думу для утверждения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - руководителя департамента строительства, архитектуры и жилищно-коммунальной реформы Мурманской области Миллера В.А.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 09.11.2006 N 423-ПП/12 (редакции 22.10.2010))
┌════════════════════┬════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской│
│программы │области на 2003 - 2010 годы" (далее - Программа) │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Дата принятия │постановление Правительства Мурманской области от │
│решения о разработке│28.01.2002 N 23-ПП/1 "О Плане действий Правительства│
│Программы │Мурманской области на 2002 год" │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственные │- Министерство энергетики и жилищно-коммунального │
│заказчики │хозяйства Мурманской области; │
│ │- Министерство строительства и территориального │
│ │развития Мурманской области │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Министерство энергетики и жилищно-коммунального │
│заказчик - │хозяйства Мурманской области │
│координатор │ │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │- Министерство энергетики и жилищно-коммунального │
│разработчики │хозяйства Мурманской области; │
│Программы │- муниципальные образования Мурманской области │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │повышение устойчивости и надежности функционирования│
│ │жилищно-коммунальной инфраструктуры │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы │- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры │
│ │с высоким уровнем износа; │
│ │- повышение эффективности управления коммунальной │
│ │инфраструктурой; │
│ │- привлечение средств внебюджетных источников (в том│
│ │числе средств частных инвесторов, кредитных средств)│
│ │для финансирования проектов модернизации объектов │
│ │коммунальной инфраструктуры; │
│ │- повышение качества коммунальных услуг, │
│ │предоставляемых потребителям │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Важнейшие целевые │- снижение уровня износа объектов коммунальной │
│индикаторы и │инфраструктуры в 2010 году до 55 процентов; │
│показатели │- доля средств внебюджетных источников в общем │
│ │объеме инвестиций в модернизацию объектов │
│ │коммунальной инфраструктуры в 2010 году до 30 │
│ │процентов │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │2003 - 2010 годы: │
│реализации Программы│I этап - 2003 - 2006 годы; │
│ │II этап - 2007 - 2010 годы │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │общий объем финансирования Программы в 2003 - 2010 │
│финансирования │годах - 899,5 млн. руб. │
│Программы │В 2003 - 2006 годах общий объем финансирования за │
│ │счет всех источников - 265,3 млн. руб., в том числе:│
│ │областного бюджета - 82,2 млн. руб.; │
│ │местных бюджетов - 10,6 млн. руб.; │
│ │внебюджетных источников - 172,5 млн. руб. │
│ │В 2007 - 2010 годах общий объем финансирования за │
│ │счет всех источников - 634,2 млн. руб., в том числе:│
│ │федерального бюджета - 24,0 млн. руб.; │
│ │областного бюджета - 439,5 млн. руб.; │
│ │местных бюджетов - 98,3 млн. руб.; │
│ │внебюджетных источников - 72,4 млн. руб. │
├════════════════════┼════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │- обеспечение доступности и повышение качества │
│результаты │предоставляемых потребителям коммунальных услуг; │
│реализации Программы│- снижение уровня износа основных фондов │
│и показатели │коммунального хозяйства до 55 процентов; │
│социально- │- надежность работы инженерных сетей; │
│экономической │- улучшение экологической ситуации; │
│эффективности │- комфортность и безопасность условий проживания; │
│ │- доля внебюджетных средств для финансирования │
│ │проектов по модернизации объектов коммунальной │
│ │инфраструктуры до 30 процентов │
└════════════════════┴════════════════════════════════════════════════════…
В настоящее время в целом деятельность организаций коммунального комплекса Мурманской области характеризуется ненадлежащим качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в целом по Мурманской области (по состоянию на 1 января 2009 г.) составляет в среднем 60 процентов. В том числе: износ котельных составляет 55 процентов, сетей водопровода - 65 процентов, сетей канализации - 55 процентов, тепловых сетей - 75 процентов, электрических сетей - 75 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Количество аварийных ситуаций и повреждений на один километр сетей (по данным статистики 2008 года):
- на водопроводных сетях - 37 (0,03 на 1 км сетей);
- на канализационных сетях - 4 (0,004 на 1 км сетей);
- на тепловых и паровых сетях - 10 (0,008 на 1 км сетей).
В основном аварии и повреждения происходят из-за ветхости сетей. Ущерб, наносимый авариями, превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые значительно выше (1,5 - 2,0 раза).
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10 - 15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Системы теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы включают 139 котельных суммарной мощностью 5992,3 Гкал/час, из них 67 котельных работают на жидком топливе, 36 - на твердом. Протяженность паровых и тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1209,4 км. В замене нуждается 253,5 км (21,0 %).
Протяженность водоводов предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 644,2 км, из них нуждаются в замене 269,2 км, протяженность уличной, внутриквартальной и внутридворовой водопроводной сети - 1230,4 км, из них ветхие сети - 466,9 км, т.е. нуждается в замене 39,2 % всех сетей.
Протяженность главных канализационных коллекторов - 237,0 км, в том числе нуждающихся в замене 50,2 км, протяженность уличной, внутриквартальной и внутридворовой канализационной сети - 1117,0 км, из них нуждаются в замене 262,4 км, т.е. нуждается в замене 23,1 % всех сетей.
В качестве источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в области используются 9 подземных и 47 поверхностных водоемов. Десять из них являются приемниками сточных вод, это реки Кола, Тулома, Ена, Нива, Паз, Ура, озера Имандра, Пермус, Колозеро, Умбозеро. Озеро Монча подвергается загрязнению за счет аэрогенных переносов с комбината "Североникель".
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области составляет 17,7 млрд. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников.
Цели и задачи Программы определены в соответствии с приоритетами жилищной политики Российской Федерации, одним из которых является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для потребителей, а также в соответствии с целями и задачами стратегии социально-экономического развития Мурманской области.
Решить проблему повышения надежности функционирования коммунальной инфраструктуры и качества предоставления коммунальных услуг потребителям возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления и средств внебюджетных источников через программно-целевой метод.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам Мурманской области и позволит:
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- снизить потребление коммунальных ресурсов в результате снижения потерь в процессе их производства и доставки потребителям;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территорий муниципальных образований Мурманской области.
Целью Программы является повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа. Бюджетные средства, направляемые на реализацию Программы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;
- повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой. Эта задача не предполагает непосредственного целевого финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит муниципальным образованиям области участвовать в отборе на получение средств федерального и областного бюджетов для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Одним из важных направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;
- привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов. Предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- повышение качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.
Мероприятия Программы реализуются в два этапа.
В ходе реализации первого этапа Программы (2003 - 2006 годы) были определены приоритетные направления и отработаны механизмы ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели первого этапа Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
Вместе с тем позитивного изменения ситуации при реализации первого этапа Программы достигнуть не удалось. Причинами этого явились низкая эффективность использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.