ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2003 года N 119-ПП/7
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, ГДЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ
В целях обеспечения социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области на 2003 - 2005 годы (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Мурманской области при разработке нормативных документов руководствоваться положениями настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании системы социальной защиты граждан принимать меры по решению задач, предусмотренных Концепцией и относящихся к их компетенции.
4. Постановление вступает в силу со дня принятия.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, ГДЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ
Обеспечение социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей - одно из направлений социальной политики Правительства Мурманской области. Более 90% обращений, жалоб, поданных в органы государственной власти именно этой категорией жителей Мурманской области, было удовлетворено, что позволило добиться снижения социальной напряженности в местах размещения воинских формирований и проживания граждан, уволенных с военной службы.
Однако в силу множества нерешенных социально-экономических проблем данная категория жителей Мурманской области продолжает оставаться в группе лиц сферы социального риска.
По данным мониторинговых исследований 2001 года в Российской Федерации около 38% семей граждан, уволенных с военной службы, проживают за пределами черты бедности, в то время как среди россиян этот показатель равен 27%. В Мурманской области около 63% семей пенсионеров, чье пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, по уровню доходов находятся ниже прожиточного минимума.
По результатам мониторинговых исследований в Российской Федерации в 2002 году 46,2% семей военнослужащих проживают за чертой бедности. В целом в Российской Федерации 32,6% населения живет за чертой бедности. Средние реальные совокупные доходы россиян в 2002 году выросли на 34,7%. У военных они снизились на 2,8%.
По итогам мониторинга 2002 года в Мурманской области в социальной группе граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей насчитывается более 65 тыс. человек, 90% из них нуждаются в психологической и социальной адаптации, 80 % - в адресной медико-социальной помощи и реабилитации, 76% - в переподготовке для получения специальности и трудоустройстве.
Проблему социальной защищенности граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей усугубляют продолжение контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, принятие решения о значительном сокращении в 2002 - 2005 гг. Вооруженных Сил Российской Федерации, а также недостаточный уровень координации действий органов государственной власти и военного управления в решении социальных проблем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Все это стало основанием для разработки Концепции социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области на 2003 - 2005 гг. (далее именуется Концепция), которая представляет собой систему взглядов на содержание, цель и основные задачи этой деятельности и организацию работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области по ее осуществлению.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", а также нормативными правовыми актами Мурманской области, регламентирующими организацию социальной защиты граждан, и направлена на снижение социальной напряженности в воинской среде, среди лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также восстановление социальной справедливости по отношению к лицам, права и возможности которых по формированию социального благополучия семей осознанно ограничены государством в связи с особенностями военной службы.
Концепция исходит из необходимости выработки единого подхода к осуществлению социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, включения в эту работу органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и общественных организаций и объединений, занимающихся социальной защитой этой категории граждан; учитывает опыт социальной поддержки населения Мурманской области и призвана стать основой для разработки и принятия последующих нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки и защиты указанных категорий граждан.
Актуальность Концепции обусловлена:
- нахождением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в сфере социального риска;
- необходимостью единого понимания особенностей военной службы и согласования усилий органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, органов военного управления, общественных организаций и объединений в осуществлении социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- намеченными мерами по значительному сокращению численности Вооруженных Сил Российской Федерации и особенностями военной службы в современных условиях.
Целью Концепции является совершенствование системы социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей на основании требований, предъявляемых к субъектам социального государства.
Основные задачи Концепции:
- определение субъектов и объектов социальной поддержки и защиты, форм и методов социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- определение основных направлений социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- формирование основ управления (механизма реализации) системы социальной поддержки и защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Субъектами социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области являются органы государственной власти и органы местного самоуправления Мурманской области, органы военного управления, а также общественные организации и объединения, религиозные конфессии и другие учреждения и организации, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Объектами социальной поддержки и защиты являются:
- военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба;
- лица, уволенные с военной службы, службы в правоохранительных органах по выслуге лет, состоянию здоровья, организационно-штатных мероприятий;
- члены семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы по выслуге лет, состоянию здоровья, организационно-штатных мероприятий;
- члены семей погибших военнослужащих.
Основными направлениями социальной поддержки и защиты являются:
- установление и реализация прав, гарантий и компенсаций для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учетом социально-экономических возможностей Мурманской области;
- интеграция бывших военнослужащих и членов их семей в гражданское общество с учетом личностного и трудового потенциала каждого человека и потребностей экономики;
- создание благоприятных условий для социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей;
- обеспечение преимущества при решении вопросов получения профессионального образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства;
- развитие малого предпринимательства с участием граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- реализация прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на обеспечение жильем;
- "адресная" медико-психологическая помощь и реабилитация бывших военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, Таджикистане, Чеченской Республике и других "горячих точках", а также членов их семей, постоянно проживающих в Мурманской области;
- социальная помощь и материальная поддержка членов семей военнослужащих, оставшихся без кормильца в связи с его гибелью во время выполнения служебных обязанностей;
- социальная защита детей из числа семей военнослужащих, погибших во время выполнения ими своего служебного долга, в том числе путем обеспечения преимущественного зачисления их в образовательные учреждения с полным государственным обеспечением (ВУЗЫ Минобороны, Нахимовское ВМУ, Суворовское ВУ, кадетские корпуса и т.д.).
Механизм реализации Концепции представляет собой комплекс мероприятий по нормативно-правовому, научно-методическому, финансовому, материально-техническому, информационному и кадровому обеспечению функционирования в Мурманской области системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Нормативно-правовое обеспечение предполагает:
- разработку проектов нормативных правовых актов по вопросу функционирования системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Научно-методическое обеспечение предполагает:
- организацию научно-методического сопровождения реализации Концепции;
- разработку методических материалов в адрес учреждений и организаций, занимающихся деятельностью по социальной защите и обслуживанию населения Мурманской области;
- анализ, обобщение и распространение имеющегося опыта решения вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Мурманской области и других субъектах Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Концепции предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, в пределах средств, передаваемых из федерального бюджета на финансирование государственных полномочий, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, коммерческих и благотворительных организаций, а также средств федерального бюджета, выделяемых на социальную защиту, переподготовку и трудоустройство военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории Мурманской области.
Информационное обеспечение предполагает:
- привлечение средств массовой информации для освещения вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- создание банка данных по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- организацию издания и распространения необходимой информационно-справочной литературы.
Кадровое обеспечение:
- для осуществления мероприятий по реализации Концепции предполагается использовать штатный персонал органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, подведомственных им организаций.
Создание единой системы в Мурманской области социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, и членов их семей, объединяющей усилия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.
Повышение уровня жизни бывших военнослужащих и членов их семей, обеспечение каждого бывшего военнослужащего и члена его семьи максимально возможной в конкретных условиях социальной защитой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
Социальная адаптация и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в учреждениях, организациях, органах местного самоуправления и создание условий для их творческой самореализации.