Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
а) правовое и методическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение № 2);
в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое и методическое обеспечение
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому и аварийному, которые в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.01.22 № 33, критерии отнесения жилищного фонда к ветхому и аварийному должны быть едины, в масштабах Российской Федерации.
При разработке программы предусматривалось выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены, в том числе и по причине экономической нецелесообразности.
В соответствии с этим, в Мурманской области составляется реестр ветхих и аварийных строений (домов), уточняются объемы такого жилья и численность проживающего в нем населения.
С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования с учетом региональных цен на строительство.
Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком подпрограммы.
Формирование нормативно-правовой базы
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация настоящей программы должна включать формирование местной нормативно - методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Эти документы должны предусматривать в первую очередь следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение
бесплатного жилья в пределах определенной законом норме предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в действующее законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилья, а именно - очередностью сноса того или иного строения.
Механизм улучшения условий
переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого или аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;