Региональная целевая программа "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" является частью региональной программы "Развития жилищно- коммунального комплекса Мурманской области на 2003 - 2010 годы" и федеральной программы "Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
По состоянию на 01 января 2003 года на территории Мурманской области более 29 тысяч человек, или 12,8 тысяч семей проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного безопасного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилфонда в области составляет свыше 508,3 тысяч кв. метров (не полностью учтен ветхий и аварийный ведомственный жилфонд), это около 2,8% всего жилищного фонда области.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех муниципальных образованиях. Однако там, где происходила ликвидация основной производственной деятельности или сокращались объемы производства, происходило переселение граждан, в результате имеется освободившийся жилищный фонд (это предприятия и организации министерства обороны, сельскохозяйственные предприятия, крупные промышленные предприятия, структурная перестройка электроэнергетических предприятий и др.). В этих муниципальных образованиях принимаются программы оптимизации основного жилищного фонда, когда граждане переселяются в пустующие квартиры, а освободившиеся дома выводятся под консервацию. Такая программа разработана в ЗАТО Островной, аналогичные мероприятия проводятся в пос. Туманный, ведется работа и на территории других муниципальных образований.
Значительная часть ветхого жилфонда расположена в населенных пунктах, где жилфонд имеет сроки строительства до 1950-х годов и ранее (Терский, Ловозерский, Кольский районы, Кандалакша с прилегающей территорией, город Кировск, с прилегающей территорией, Мурманск и др.), а также населенные пункты, где строительство велось с нарушением технологических параметров (Печенгский район).
Кроме того, прием жилищного фонда от ведомств также не сопровождается адекватными финансовыми ресурсами на реконструкцию и восстановление. Реальная оценка фактического технического состояния передаваемого жилфонда не сопровождается расчетами независимых экспертов.
В структуре ветхого и аварийного жилья преобладает ветхий жилищный фонд, из 508,3 тысяч кв. метров, сносу подлежат 409,7 тысячи кв. метров, реконструкции - 98,6 кв. метров.
Исходя из параметров ветхого и аварийного жилья, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из этого жилфонда (по действующим нормативам) и сноса жилья, в целом по области необходимо 3,6 млрд. рублей в ценах текущего года.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы до 2010 года с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных средств из разных источников, включая и средства населения. По мере улучшения социально-экономической ситуации предусматривается увеличение объемов финансирования на переселение граждан из жилфонда, не отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР), государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало своевременной и качественной эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания и аварийного состояния является обязанностью государства.