Недействующий

О региональной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области на 2003-2005 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

                                

В 1997 году администрация Мурманской области заключила с МЧС России соглашение о намерениях о выделении средств на реализацию федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

Настоящая программа разработана в целях реализации вышеназванной федеральной целевой программы и во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 05.08.02 г. № 285-ПП "О разработке региональных целевых программ".

В Мурманской области расположено 139 потенциально опасных объектов, в том числе:

     

       - 8 радиационно опасных, представляющих наибольшую угрозу для населения и территории области. Помимо них еще имеются предприятия, занимающиеся добычей и переработкой минерального сырья, использующие в своей производственной деятельности радионуклидные источники и источники ионизирующего излучения.

За время эксплуатации радиационно опасных объектов выявилось множество проблем. Одной из них является проблема обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).

На предприятиях баз Северного Флота, судоремонтных заводах и на базах ФГУП "СевРАО" хранятся в береговых емкостях ранее накопленные (в течение более 20 лет) жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) общим объемом около 5000 м3.

Существующая система хранения ОЯТ, которое образовалось при перезарядке транспортных реакторов и утилизации АПЛ, представляет собой угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды Кольского полуострова.

Несмотря на проводимые на радиационно опасных объектах мероприятия, направленные на нормализацию экологической обстановки, существует целый ряд проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, требующих комплексного решения.

- 44 химически опасных объекта, использующих в своей производственной деятельности активные химически опасные вещества (АХОВ), общий запас которых составляет 622,5 тн, в том числе: хлора-515 тн, аммиака -107,5 тн. По территории области транспортируется до 3860 тн/год химически опасных веществ. Общая площадь химически опасного заражения может составить 700,4 м2 с населением до 200 тыс. человек. Только 80% химически опасных объектов оснащены сигнализаторами и 40% - быстродействующими системами опорожнения емкостей от АХОВ.

       -53 пожаро-взрывоопасных объекта, на которых степень износа основных производственных фондов составляет 50%, степень износа систем защиты - 25%, что может послужить причиной производственных аварий и катастроф, сопровождающихся взрывами и пожарами. Отсутствие финансовых средств или их недостаточность не позволяют производить обновление основных фондов нефтебаз, мазутохранилищ и котельных.

Большой износ коммуникаций на предприятиях жизнеобеспечения создает высокий риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций с материальными и социальными потерями.

        - 33 гидродинамически опасных объекта, в том числе 17 гидроэлектростанций, 8 хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, 8 водохозяйственных объектов, накопителей сточных вод и других жидких отходов, аварии на которых могут привести к катастрофическому затоплению местности и значительным материальным, экологическим и социальным потерям.

        Выбросы предприятий в окружающую среду продуктов своей деятельности приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для области является загрязнение атмосферного воздуха и водных бассейнов отходами горно-обогатительных и металлургических производств.

Остро стоит проблема обеспечения населения области качественной питьевой водой, так как она напрямую связана с состоянием здоровья, социально-экономической обстановкой и качеством жизни людей. В результате неэффективной работы очистных сооружений, вследствие перегрузки по расходу сточных вод, морального состояния очистного оборудования и других факторов, практически весь объем воды, используемый на хозяйственно- питьевые нужды, забирается из поверхностных водных объектов, относящихся к категории от "умеренно-загрязненных" до "грязных".

       Вопросами снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимаются различные структуры надзорных и контрольных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, Координационный совет по промышленной и экологической безопасности, Координационный совет по взаимодействию в сфере ядерной и радиационной безопасности и др.

Для достижения эффективных результатов в решении существующего комплекса проблем необходимо скоординировать общие усилия, что целесообразнее всего сделать программными методами.